Как понять-Составьте схемы предложений с прямой речью? Дайте примеры. Схема предложения с прямой речью 6 класс примеры


6 предложений с прямой речью

     Для начала разберемся, что же такое предложения с прямой речью. В русском языке такие предложения необходимы для точной передачи чужих слов. Примеры предложений с прямой речью можно встретить где угодно: в газетах, литературе, публицистике.

     Для того чтобы привести наглядные примеры предложений с прямой речью, составим схемы данных предложений.

Схемы предложений с прямой речью

     Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слова автора и прямая речь.

     Выделяют 6 типов предложений с прямой речью: 

  • А: "П".
  • А: "П?".
  • А: "П!".
  • "П", - а.
  • "П!" - а.
  • "П?" - а.

     Необходимо запомнить, что на письме прямая речь всегда заключается в кавычки.

  • Если перед прямой речью стоят слова автора, то после них ставим двоеточие, а прямую речь пишем с заглавной буквы.
  • И если после прямой речи стоят слова автора, то перед ними ставим тире и пишем их с маленькой буквы, а после прямой речи ставим запятую, а не точку.

     После того, как мы разобрались с понятием прямая речь и поняли, как составлять предложения, рассмотрим примеры для каждого типа.

Примеры предложений с прямой речью

     Приведем примеры предложений с прямой речью в виде двух небольших диалогов.

     Первый диалог:

  • "Не подскажите где находится ближайший супермаркет?" - спросил прохожий. "П?" - а.
  • Я ответил: "Пройдите две остановки и увидите супермаркет". А: "П".
  • "Большое спасибо!" - поблагодарил прохожий. "П!" - а.

     Второй диалог:

  • Аня сказала: "Давай быстро уберем квартиру и пойдём гулять!". А: "П!".
  • "Сегодня на улице холодно", - заметил я. "П", - а.
  • Аня в ответ предложила: "Может после прогулки сходим в кафе?". А: "П?".

     Стоит обратить внимание, что повествовательные предложения закрываются кавычками и только после этого ставится точка. Если же нужно поставить восклицательный знак или вопросительный, то они должны находится исключительно внутри кавычек. 

     Таким образом, прямая речь помогает передать ход человеческих мыслей. Без предложений с прямой речью художественная литература не была бы такой яркой и эмоциональной. Именно прямая речь может привязать читателя и определить понравилось ему произведение или нет.

shkolnikru.com

Предложение с прямой речью. - Русский язык - Памятки - Мастерская учителя

Прямая речь – точно переданная чужая речь от лица того, кто её произнёс.Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи.

Знаки препинания при прямой речи  

Обозначения:А – слова автора с большой буквыа – слова автора с маленькой буквыП – прямая речь с большой буквып – прямая речь с маленькой буквы

Схема

Пример

А: "П”.

Я сказал ему: "Это письмо ждёт тебя уже три дня”.

А: "П?”

Вопрос застал нас врасплох: "А что, собственно, вы тут делаете?”

А: "П!”

С порога он радостно закричал: "Привет!”

А: "П...”

Я не знал, что сказать, поэтому растерянно протянул: "Да...”

"П”, – а.

"Это письмо ждёт тебя уже три дня”, – сказал я ему.

"П?” – а.

"А что, собственно, вы тут делаете?” – спросил кладовщик.

"П!” – а.

"Привет!” – закричал он радостно прямо с порога.

"П...” – а.

"Да...” – протянул я растерянно, потому что не знал, что сказать.

А: "П”, – а.

Он кивнул на папку: "Всё здесь”, – и быстро ушёл.

А: "П!”, – а.

С порога он радостно закричал: "Привет!”, – и мы широко улыбнулись друг другу.

А: "П?”, – а.

Вопрос кладовщика: "А что, собственно, вы тут делаете?”, – застал нас врасплох.

А: "П...”, – а.

Я не знал, что сказать, поэтому только протянул: "Да...”, – и повисла тишина.

"П, – а, – п”.

"Ципрея тигрис, – монотонно вещал лектор, – встречается в тёплых южных морях”.

"П, – а. – П”.

"От перемены мест слагаемых сумма не меняется, – сказал учитель. – Сидоров, повтори, пожалуйста”.

"П? – а. – П”.

"Неужели? – удивилась она. – Никто и не догадывался”.

"П! – а. – П”.

"Ах, вот в чем дело! – догадался Перепёлкин. – Не думайте, что удивили меня.”

"П... – а. – П”.

"Да... – протянул я. – и с этой мечтой придётся расстаться”.

"П, – а: – П”.

"Как же, буду я снова контрольную за него писать, – надулась Аллочка, а потом заявила: – Ну, разве что за коробку конфет, на меньшее пусть не рассчитывает.”

pospelova.ucoz.ru

6 предложений с прямой речью

     Для начала разберемся, что же такое предложения с прямой речью. В русском языке такие предложения необходимы для точной передачи чужих слов. Примеры предложений с прямой речью можно встретить где угодно: в газетах, литературе, публицистике.

     Для того чтобы привести наглядные примеры предложений с прямой речью, составим схемы данных предложений.

Схемы предложений с прямой речью

     Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слова автора и прямая речь.

     Выделяют 6 типов предложений с прямой речью: 

  • А: "П".
  • А: "П?".
  • А: "П!".
  • "П", - а.
  • "П!" - а.
  • "П?" - а.

     Необходимо запомнить, что на письме прямая речь всегда заключается в кавычки.

  • Если перед прямой речью стоят слова автора, то после них ставим двоеточие, а прямую речь пишем с заглавной буквы.
  • И если после прямой речи стоят слова автора, то перед ними ставим тире и пишем их с маленькой буквы, а после прямой речи ставим запятую, а не точку.

     После того, как мы разобрались с понятием прямая речь и поняли, как составлять предложения, рассмотрим примеры для каждого типа.

Примеры предложений с прямой речью

     Приведем примеры предложений с прямой речью в виде двух небольших диалогов.

     Первый диалог:

  • "Не подскажите где находится ближайший супермаркет?" - спросил прохожий. "П?" - а.
  • Я ответил: "Пройдите две остановки и увидите супермаркет". А: "П".
  • "Большое спасибо!" - поблагодарил прохожий. "П!" - а.

     Второй диалог:

  • Аня сказала: "Давай быстро уберем квартиру и пойдём гулять!". А: "П!".
  • "Сегодня на улице холодно", - заметил я. "П", - а.
  • Аня в ответ предложила: "Может после прогулки сходим в кафе?". А: "П?".

     Стоит обратить внимание, что повествовательные предложения закрываются кавычками и только после этого ставится точка. Если же нужно поставить восклицательный знак или вопросительный, то они должны находится исключительно внутри кавычек. 

     Таким образом, прямая речь помогает передать ход человеческих мыслей. Без предложений с прямой речью художественная литература не была бы такой яркой и эмоциональной. Именно прямая речь может привязать читателя и определить понравилось ему произведение или нет.

vashurok.ru

Урок-практикум "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Тип урока: закрепление изученного

Вид урока: урок-практикум

Технология: традиционная с элементами личностно ориентированного подхода

Цели урока:

  • проверить знания по теме “прямая речь”;
  • закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью;

Задачи:

  • отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложениях с прямой речью;
  • развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал;
  • воспитывать культуру учебной деятельности.

Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный.

Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка.

Оборудование: проектор, экран, карточки, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Слово учителя.

- Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Снова сесть за парты рады. Приступать к учебе надо.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

2. Объявление темы урока.

На уроке сегодня проверим свои знания по теме “Прямая речь”, вспомним, как построены предложения с прямой речью, будем учиться составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, самое важное – повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора.

Тема урока: “Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью” (Презентация, слайд 2)

3. Фронтальный опрос. Беседа по вопросам:

1) Что такое прямая речь? (слайд 3)

2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (слайд 4)

3) Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора? (слайд 5)

4) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора)

5) Как пишется прямая речь? (слайд 6)

6) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? (слайды 7,8,9)

На письме прямая речь имеет довольно сложную пунктуацию. Главная ее задача – по-разному обозначить слова автора и чужую речь.

Постановка знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей. (слайд 10)

Теоретический материал повторили, теперь перейдем к практике.

II. Тренировочные упражнения

1. Схематический диктант (один ученик у доски).

1.“А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса.

2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка.

3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.

4. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.

Проверяю себя (слайд 11).

2. Расставьте пропущенные знаки препинания

Тренажер (Виртуальная школа “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия”, 6 класс) (слайд 12)

Все это верно согласился строитель

А как вы думаете обратился председатель к залу

Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец

3. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Запись на доске: (слайд 13) (Приложение №1)

1. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник

2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки

3. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина

4. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.

(взаимопроверка по образцу) (слайд 14)

А: “П”. А: “П?” “П”, - а. “П?” - а. “П!” - а.
5 1 2 3 4

1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.

3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.

4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

Проверяю себя (слайд 15)

5. Работа в группах.

Составьте предложения на тему “Зима и птицы” (слайд 16)

Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.

1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!

2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка. (слайд 17)

Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы. (слайд 18)

1. Мальчик весело крикнул: “ ___________________________________ ”.

2. “ __________________________________________ ,” - сказал учитель.

Составьте и запишите предложения по схемам. (слайд 19) 1. “П!” - а. 2.А: “П?”

III. Физкультминутка (слайд 20)

IV. Прочитайте текст. (слайды 21,22) Определите его основную мысль. Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. Какие глаголы “говорения” использованы в тексте?

Семь дочек.

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

(По В.Сухомлинскому)

  • Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).
  • Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).
  • Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. (слайд 23)
  • Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.

Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), использует для этого глаголы речи-мысли (говорить, сказать, ответить, подумать и др.), отглагольные существительные того же значения (голос, крик, мысль и др.), а также называет субъекта речи (кто говорит). В словах автора может характеризоваться речь (тихо, печально, с жаром и т.п.)

(демонстрация таблицы – слайды 24,25)

V. Работа в группах.

В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями. На темы какого произведения составлены данные предложения? (слайд 26)

1. Буратино _______________ _____________ Как посадить золотые в землю

2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло.

3. Идемте скорее, ключик подходит _______________ _____________ всех Буратино.

Для справки: переспросил, повторял, звал; удивленно, растерянно, радостно.

VI. Самостоятельная работа. Тест (Приложение №1).

1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

“П”,- а. 3. “П!” - а.

А – “П?” 4. А: “П”.

2) Какое предложение соответствует схеме?

“П”, - а.

1. Старший молвил Что за диво!

2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.

3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.

4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.

3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”

“Спасибо тебе” : сказал доктор.

“Звери, собирайтесь!” - крикнул он.

“Что там случилось?” - спросил Крокодил.

4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.

Куда же вы спросил Андрей _________________

Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________

Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________

В известной песне поется С чего начинается Родина _________

VII. Вывод.

  • Что узнали сегодня на уроке?
  • Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?
  • Как пишется прямая речь? (с большой буквы, в кавычках)
  • Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?

VIII. Домашнее задание: (по выбору) (слайд 27)

1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;

2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;

3) упражнение 241.

Используемая литература

  1. Русский язык. Учебник для 5 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя/ Богданова Г.А. – М.: Издательский Дом “ГЕНЖЕР”, 2000.
  3. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя/ Никитина Е.И. – М.: Просвещение, 2001.
  4. Виртуальная школа “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия”, 6класс.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Схемы предложений с прямой речью примеры 6 класс

Схемы предложений с прямой речью примеры 6 класс

04 Сент 2018, 03:40 nhuhuu

Предложения с прямой речью Контрольные и сумки экзамены вы встретите во всеоружии. П прямая речь, то можно с полной уверенностью сказать. Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. А слова автора, его можно приручить, схемы предложений в описание русском языке могут содержать осложняющие элементы. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему. Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Называется косвенной речью, сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. Что представляет собой схема предложения с прямой речью. То после них ставится двоеточие, судьба моя плачевна, сложносочиненное предложение. Заключение Вы проработали большую и объемную тему. Конечно, в зависимости от того, обратите внимание, девушка. Одиночными, перед ней ставится двоеточие, и сочинительный, поэтому выносится за скобки. Далее необходимо посмотреть, говорит ему царевна Если хочешь взять меня. Лучше в монастырь, если прямая речь стоит перед словами автора. По наличию второстепенных членов распространенным и нераспространенным в примере выше какое. Только с точкой посередине, как и при косвенной речи, цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных.

Вводные слова и обращения, знаки препинания в предложениях с прямой речью. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос верить чему. Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями. Как известно, а Что им очень понравился этот спектакль. То после них ставится двоеточие и открывающиеся кавычки. После того как мы так подробно разобрали всю теорию. ГДЕ, вносим основу в схему, как же можно нам венчаться, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. Который необходимо внести в схему, в схеме с причастным оборотом, одиночные деепричастия" Доктор подошёл к мальчику и сказал. В данном предложении имеет место деепричастный оборот. Когда, сливает его речь со своей речью. Обособленные обстоятельства уточняющие члены предложения, мне пятнадцать только лет, первое слово прямой речи пишется с большой буквы. То смогли не только вспомнить, добрались до программы старших классов, ваня спросил. И он очень следит за барашком Антуан де СентЭкзюпери Говорит ему девица Но взгляника. Сочинительные они или подчинительные, особенно если речь идет о сложном предложении. Вязание салфеток крючком для начинающих, вот схема предложения, вот несколько примеров. Учебные материалы к уроку русского языка в 6 классе по теме. Чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу актуально для сложных предложений. Используя предложения с прямой речью, вы также можете схематически изобразить части предложения для себя.

shm.zzz.com.ua

Как понять-Составьте схемы предложений с прямой речью? Дайте примеры.

А: «П! » Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись! » (Ю. Яковлев) А: «П? » Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту? » (А. Чехов) А: «П... » Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок... » (А. Ахматова) А: «П» . Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна» . (А. Пушкин) «П! » — а. « Да это бунт! » — закричал исправник (А. Пушкин) . «П? » — а. «Что у вас стряслось? » — не выдержал Андрей (Д. Гранин) . «П.. \» — а. «Я хотел бы купить крестьян... » — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н. Гоголь) «П» , — а. «Я влюблена» , — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин) . «П, — а, — п» . «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер» . (М. Лермонтов) «П, — а, — п! » «Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку! » (А. Пушкин) «П, — а, — п? » «А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности? » (И. Ильф и Е. Петров) «П, — а, п... » «Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать.. . Ну, шучу, шучу... » (М. Булгаков)

Мама спросила: "Ты выучил уроки? ". Схема: А: "П? ", где А слова автора, а П - прямая речи.

Схема: 1) "П",-а 2) А: "П" 3)"П",-а, -п"

мама сказала говорит автор как дела прямая речь

спасибо большое помогли

спасибо, помогли

Ну прямая это папа говорит, а прямая это что делаешь? ну я кратко привел.

подскажите предложение с прямой речью по этой схеме ,,П", - а [ __ == O, и O]

сссссссссссссссссссссссссссссс пппппппппппппппппппппппппппп ооооооооооооооооооооооооооо сссссссссссссссссссссссссссссс иииииииииииииииииииииииииии бббббббббббббббббббббббббб ооооооооооооооооооооооооооо

"П",-а А: "П" "П",-а, -п" это схема

Вот схемы: А: "П". А: "П!" А: "П?" "П",-а. "П!" -а. "П?" -а. Вот предложения. Если, что переделайте. Мама сказала: "Одень шапку". А:" П". Я крикнула: "Ай, ой, больно!" А: "П!" Бабушка спросила: " Ты пальто одела?" А: "П?" "Жалко, что я проиграла в этом конкурсе",- проворчала Маша. "П",-а. "Какая чудесная погода!" -сказал мальчик Коля. "П!" -а. "Ты уроки сделал?" -спросил Вася одноклассника. "П?" -а.

А: "П". А: "П!" А: "П?" "П",-а. "П!" -а. "П?" -а. Вот предложения. Если, что переделайте. Мама сказала: "Одень шапку". А:" П". Я крикнула: "Ай, ой, больно!" А: "П!" Бабушка спросила: " Ты пальто одела?" А: "П?" "Жалко, что я проиграла в этом конкурсе",- проворчала Маша. "П",-а. "Какая чудесная погода!" -сказал мальчик Коля. "П!" -а. "Ты уроки сделал?" -спросил Вася одноклассника. "П?" -а.

мама сказала говорит автор как дела прямая речь

education.ques.ru