Как разговорить ребенка-молчуна. Как разговорить молчуна 3 года


Занятия и игры с ребенком-молчуном – как разговорить малыша, который в 2-3 года не говорит?

сборка советов из разных источников. Хочу применять их сама по очереди, так как мы не разговариваем ещё и может кому тоже пригодится.

Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной.

Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

  • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз крохи. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих кроху к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
  • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
  • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
  • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу. http://www.colady.ru/lyubimye-detskie-knizhki-i-skazki-v-3-goda.html
  • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
  • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
  • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами, мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
  • Зарядка для языка. Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

http://www.colady.ru/wp-content/uploads/2016/04/rebenok_2-3_goda_ne_govorit.jpg

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки, по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки. *************************************************

Ежедневно делайте с ребёнком миогимнастику. Это «поцелуйчики» — вытягивание губок, с последующим чмоканьем; надувание щёчек и медленный выдох через сжатые губки кулачками; цоканье язычком; произнесение повторяющихся согласных «д-д-д», «в-в-в», «т-т-т» и др. Ежедневно выполняйте пальчиковую http://otvetymamam.ru/post/dinamicheskaya-gimnastika-dlya-grudnichkov-i-ee-polza-127.html.

При занятиях творчеством, используйте натуральные природные материалы: камешки, шишки, листики деревьев, крупы. Тактильные ощущения напрямую влияют на развитие речи.

Отвечаем на вопросы

Возраст: 2-4 года Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его на какую-то определенную тему, а реально интересоваться его проблемами, впечатлениями от посещения того или иного места, мнением по поводу того или иного предмета, явления. Обязательно подключите в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает ему о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами. В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

Секрет прост – играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:

  • Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы – максимально короткими.
  • «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!» Эмоциональность – хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия – так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!
  • «Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой! Теперь возьмем вот этот кубик – маленький. У тебя какой кубик?» — непременно делайте паузу — дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога – «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? – пауза – Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. – пауза – Добро пожаловать!»

www.baby.ru

Почему ребенок 2-3 лет не говорит – как разговорить ребенка-молчуна

Ребенок 2-3 лет не разговаривает – почему, и что делать родителям?

Как разговорить ребенка-молчуна?Малышу уже почти 3 года, а его никак не разговорить? Такая проблема сегодня встречается довольно часто. Мамы нервничают, паникуют и не знают, куда «бежать». Что делать? В первую очередь — выдохнуть и успокоиться, лишние эмоции в этом вопросе ни к чему.

Разбираемся в вопросе вместе со специалистами…

Содержание статьи:

Тест на речь ребенка 2-3 лет – нормы речи для этого возраста

Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору?

Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.

Итак, к 2-3 годам кроха

  • Действия (свои и чужие) сопровождает (проговаривает) соответствующими звуками и словами. Например, «чух-чух», «би-би» и др.
  • Практически все звуки произносит грамотно. Пожалуй, за исключением самых сложных — «р», «л» и шипяще-свистящих.
  • Способен назвать действие, предметы и качества.
  • Рассказывает маме с папой сказки, различные истории и читает мини-стихи.
  • Повторяет за родителями слова или целые фразы.
  • За исключением деепричастия с причастием, использует в разговоре все части речи.
  • Словарный запас уже довольно большой — около 1300 слов.
  • Способен назвать практически каждый предмет с картинки, состоящей из 15 в среднем предметов.
  • Спрашивает о незнакомых предметах.
  • Складывает слова в предложения.
  • Чувствует мелодию, ее ритм.

Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).

 Что делать, если ребенок 2-3 лет не разговаривает?

Причины, почему ребенок в 2-3 года ещё не говорит

Для молчания малыша есть немало причин. Можно условно разделить их на «медицинские» и «все остальные».

Медицинские причины:

  • Алалия. Данное нарушение представляет собой грубое недоразвитие речи или же и вовсе ее отсутствие по причине поражения конкретных центров головн/мозга. Диагностикой в данном случае занимается невролог.
  • Дизартрия. Это нарушение — результат неполадок в работе ЦНС. Из проявлений можно отметить нечеткость речи, недоразвитие мелкой моторики и ограниченную подвижность органов речи. Чаще всего данная болезнь сопровождает ДЦП, а сам диагноз ставит логопед и только после длительного наблюдения за ребенком.
  • Дислалия. Этот термин применяют при нарушении произношения звуков — как одного, так и нескольких. Исправляется обычно с помощью логопеда с 4-х лет.
  • Заикание. Наиболее известное нарушение, совпадающее с периодом психического активного развития и появляющееся после испуга крохи либо проблем в семье. Исправляют этот «дефект» вместе с неврологом.
  • Поражение слуха. К сожалению, при данной особенности речь окружающих кроха воспринимает весьма плохо, а при глухоте и вовсе искажает слова/звуки.
  • Наследственность. Конечно, факт наследственности имеет место быть, но если к 3-м годам ребенок так и научился складывать слова хотя бы в простые предложения, то причина для беспокойства у вас есть — следует обратиться к специалисту.

Другие причины:

  • Перемены в крохиной жизни. Например, новое место жительства, адаптация в д/саду или новые члены семьи. На время привыкания малыша к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.
  • Отсутствие необходимости в речи. Бывает и такое. Например, если ребенку общаться совершенно не с кем, если с ним общаются крайне редко, или же когда родители все говорят за него.
  • Дети-билингвы. Такие малыши нередко начинают говорить позже, потому что мама с папой говорят на разных языках, и освоить сразу оба крохе сложно.
  • Малыш просто не торопится. Такая вот индивидуальная особенность.

Почему ребенок 2-3 лет не говорит и что делать?

Обращаемся за помощью к специалистам – какое обследование необходимо?

Если, сравнив «показатели» речи своего малыша с нормой, вы нашли повод для беспокойства — значит, пора нанести визит доктору.

К кому идти?

  • Сначала — к педиатру. Врач осмотрит малыша, проанализирует ситуацию и даст направления к другим специалистам.
  • К логопеду. Он проведет тестирование и определит — каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
  • К лору. Его задача — проверка взаимосвязи между задержкой речи и имеющимися проблемами артикуляционного аппарата (в частности, укороченная подъязычная уздечка и пр.). После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
  • К невропатологу. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит — есть ли проблемы по его профилю.
  • К психологу. Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.
  • К сурдологу. Этот специалист проверит — нет ли проблем со слухом.

В  комплексную диагностику обычно входит осмотр и возрастное тестирование (прим. — по шкале Бейли, раннего речевого развития, денверский тест), определение моторики лицевых мышц, проверка понимания/воспроизведения речи, а также ЭКГ и МРТ, кардиограмма и др.

Что могут назначить врачи?

  • Лекарственная терапия. Обычно препараты в такой ситуации назначают психиатр либо невролог. Например, для питания нейронов мозга или активизации деятельности речевых зон (прим. — кортексин, лецитин, когитум, нейромультивит и др.).
  • Процедуры. Для восстановления полноценной работы определенных центров мозга используют магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Правда, у последней есть ряд противопоказаний.
  • Альтернативное лечение. К нему можно отнести иппотерапию и купание с дельфинами.
  • Педагогическая коррекция. Здесь работает дефектолог, который должен откорректировать негативные тенденции общего развития и предотвратить новые отклонения с помощью различных реабилитационных мер и в индивидуальном порядке.
  • Логопедический массаж. Весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка. Также возможно назначение массажа по Краузе, Приходько или Дьяковой.
  • И, конечно — упражнения, которые будут выполнять дома с малышом его родители.

 

Занятия и игры с ребенком-молчуном – как разговорить малыша, который в 2-3 года не говорит?

Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной.

Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

  • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз крохи. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих кроху к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
  • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
  • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
  • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу. Любимые детские книжки для трехлетнего ребенка.
  • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
  • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
  • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами, мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
  • Зарядка для языка. Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Ребенок не разговаривает

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки, по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки. Лучшие развивающие игрушки для детей 2-5 лет.

Обращайте внимание — правильно ли произносит малыш звуки. Не поощряйте искривление слов и звуков — сразу поправляйте чадо, и сами с ребенком не сюсюкайтесь.

Также не стоит использовать слова-паразиты и уменьшительно-ласкательные суффиксы.

 

Сайт Colady.ru предупреждает: информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях, и не является врачебной рекомендацией. При возникновении проблем с речью у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Поделитесь с друзьями:

www.colady.ru

Как разговорить ребенка-молчуна | Логопатики

Как разговорить ребенка-молчуна?Большая часть родителей начинают беспокоиться, если ребенок к двум годам не начинает говорить. Если он способен говорить всего лишь “Ма” или “Па”, то данный факт отнюдь не является серьезным поводом для беспокойства, так как ребенок еще только развивается и он вполне успеет к трем годам более уверенно говорить.

Некоторые родители уже в этом возрасте (2.-2.5 года) начинают впадать в форменную панику думая, что их ребенок либо умственно отсталый, либо имеется серьезная задержка в его речевом развитии.

Но на самом деле это не так. И не надо за помощью обращаться к логопеду раньше трехлетнего возраста. Иначе, это будет выглядеть напрасной тратой денег. Ребенок либо разговорится сам, либо не разговорится вообще. Но последний вариант является крайним случаем. И как показывает практика воспитания детей, дети все равно начинают уверенно говорить в промежутке 2.5-3-х лет.

Некоторые родители искренне считают, что чем больше они будут читать своим детям сказки, то у них автоматически проявится речь. Но на самом деле это выглядит далеко не так, т.к. на речь, по большей части, влияет наследственность. И если родители в детском возрасте поздно начали говорить, то будут иметься веские причины, что и их ребенок начнет разговаривать в довольно позднем возрасте.

Как разговорить ребенка

Чтобы ребенок мог быстрее разговаривать, то ему нужно будет развивать, как это ни странно звучит, моторику рук. Для этого будет полезно ему включать или выключать лампочку или расстегивать и застегивать пуговицы. Если имеется обувь, то пусть он попробует шнуровать или расшнуровывать узелки. В старых детских садах еще от советских времен остались своеобразные “сапоги”, имеющие шесть отверстий как раз для шнурков. Ребенок, используя данный “сапог”, может уже самостоятельно вдевать в отверстия любые угодные шнурки. Как показывает богатая практика, такой подход позволяет куда быстрее ребенку развиваться как в физическом, так и в ментальном смысле.

Можно купить и детские пирамидки из дерева, как крупные, так и мелкие. Ребенок будет учиться нанизывать разноцветные кольца на деревянные стержни. В плюс пирамидок можно отнести тот факт, что они все деревянные, а значит и экологически чистые. И любую, даже самую деталь от данной пирамидки, ребенок проглотить уже не сможет. Производители все учли.

Если ребенку еще не исполнилось и года, то хорошим примером для развития моторики рук окажутся старые газеты или журналы. Если он их начинает рвать на тонкие полоски (а иной раз и заглатывать, что не всегда хорошо…), то это можно считать хорошим примером, что развитие ребенка находится в правильном направлении. Как только ребенок подрастет, то уже начиная с 1.5 летнего возраста, родители могут уже давать более плотные журналы, которые требуют к себе больших физических усилий со стороны ребенка.

Конечно же, и шнуровки, и мозаики — полезные, и их полезные свойства не только для мелкой моторики. У каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности, и поэтому не все дети относятся к шнуровкам и мозаикам с интересом, как ожидают родители. Иногда ребенок ещё слишком мал, чтобы заинтересоваться этими и подобными им играми. А иногда такие игры просто не интересны по той же причине индивидуальных особенностей ребенка. Вы спросите, как же быть в таких случаях? А для этого не нужно упускать из виду одну из простых и очевидных истин – ежедневно ребенок проделывает руками и пальчиками большое множество различных действий, которые как раз и направленны на развитие той самой мелкой моторики. Заметьте, что среди самых обычных игр и простых бытовых действий, совершаемые ребенком изо дня в день, есть огромное количество упражнений действительно ценные, и они более привлекательны для ребенка в отличие от покупных игрушки. И непосредственная задача родителей – это помочь ребенку, подсказать и научить, а так же вовремя дать ребенку те или иные полезные материалы. Самое главное, чтобы эти игры были по настоящему увлекательны для ребенка, а так же приносили радость и малышу и маме.

И если родители будут постоянно развивать моторику своего ребенка, то не пройдет и года, как ребенок уже начнет болтать без умолку.

logopatiki.ru

Как разговорить молчуна

Последнее время много постов о молчаливых детках, наткнулась на статью, показалась полезной, делюсь.

Почему один ребенок уже в полтора года стихи читает, а другой молчит до трех лет как партизан? Какие факторы могут замедлять речевое развитие? Попробуем разобраться

Девочки болтливее?

Действительно, по статистике мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Это связано с тем, что у мальчиков на 4-6 месяцев позже созревает левое полушарие. А именно там находятся речевые центры, отвечающие за мышечный акт произнесения слов, артикуляцию, понимание и моторную организацию речи.Иногда центры формируются не в левом, а в правом полушарии мозга, обычно такие люди становятся леворукими. В подобном случае в речевом развитии мальчики не отличаются от девочек.

Замедляют речевое развитие тяжелая беременность и роды, болезни в раннем возрасте, неконтролируемый информационный поток из постоянно включенного телевизора. Ускоряют развитие речи регулярные занятия с ребенком, развитие общей и мелкой моторики, новые впечатления.

Каждый ребенок индивидуален, потому, независимо от данных статистики, немало мальчиков, у которых рано появляется связная речь, и девочек с замедленным речевым развитием. В любом случае, если у ребенка к 2,5 годам не появились первые фразы, не увеличивается количество используемых слов, нужно проконсультироваться у логопеда.

Разговаривайте с малышом обо всем, тогда и он быстрее заговорит с вами!

Виноваты родители

Некоторые родители, сами того не осознавая, могут нанести вред речевому здоровью своего малыша. Иногда вместо того, чтобы стимулировать речь ребенка, они, наоборот, затормаживают ее или наносят травму.

Сюсюканье. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). То, что он слышит, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЕшенький», то ребенок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит и психическое развитие.

Ускоренная речь. Нечеткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – кроха не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребенок старается копировать ускоренный темп речи взрослых.

Сосание соски / пальца / одеяла. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает произношение. Сложнее отучать малыша от зависимости к самому себе – сосание пальца, пряди волос, закусывание губы и пр.

Что поможет малышу заговорить?

Общение с малышом. Лучший стимул для развития речи – это общение с крохой с самого рождения. Говорить нужно о том, что окружает малыша, и о самом карапузе, так как у детей речь контекстная. Важен эмоциональный контакт. Если гуление и лепет не поддерживать, речь может затормозиться. Ребенку будет просто неинтересно говорить, так как его никто не слушает. Другая крайность – это слишком активные взрослые, которые за ребенка все спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его. Нужно каждый день находить время на диалог с ребенком.

Физическое и психическое здоровье. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребенке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

www.baby.ru

КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?

КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?

Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет лепетать, будет изображать мычащую коровку, произнесет первое слово, наконец, заговорит и поразит вас тем, сколько всего он уже знает. Не нужно ждать, нужно играть!

Развитие речи самых маленьких зависит от нескольких условий: нормального строения речевого аппарата (в его устройстве не должно быть серьезных проблем), постоянного приглашения к разговору и – как давно доказано учеными — уровня развития мелкой моторики (тонких движений пальцев рук). Как связаны ловкость пальцев и речь? Дело в том, что центры, отвечающие за их движения, находятся в мозгу рядом с участками, отвечающими за речь, и стимулируя один центр, мы заодно активизируем другой.

Итак, первые игры для развития речи ребенка включают занятия, связанные непосредственно с процессом говорения: называнием, звукоподражанием, рассказом и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

И, если с мелкой моторикой все примерно понятно и эти навыки придут вслед за появлением стандартного набора игрушек (погремушек, пирамидок, кубиков, бусин) и игр (с крупой, пластилином, пальчиковыми красками), то развитие речи зависит только от желания и настроя родителей.

Что делать?

Общее правило — разговаривайте с ребенком, даже новорожденным. Во-первых, младенцы обожают наблюдать за человеческим лицом. Во-вторых, постоянно общаясь с ребенком, вы вызываете его на общение — поначалу улыбкой, затем агуканьем, а потом самовыражению слогами и словами. В третьих, разговор – это привычка, и для вас и для ребенка: мама приучается комментировать все, что видит ребенок (это очень поможет в будущем без проблем отвечать на все детские «почему?» и «что это?»), а малыш приучается к тому, что разговаривать – это норма. И в-четвертых, ребенок учится, подражая, а для того, чтобы грамотно подражать, нужно не только постоянно слышать речь (различные слова, интонации), но и видеть, как она появляется – следить за движениями маминых губ и языка и сопоставлять с тем, что она говорит.

Во время любых игр обязательно проговаривайте вслух все действия с игрушками (даже с пирамидками), описывайте их (цвет, форму и т.п.), описывайте их переживания, произносите за них реплики (если это куклы или животные). Ваши постоянные комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Обязательно делайте паузы, чтобы малыш тоже мог внести свою лепту – произносить звуки или слова.

Развиваем дыхание

Для произнесения некоторых звуков («С», «З», «Ш» и т.п.) нужно уметь делать достаточно сильный выдох. Вот упражнения, которые помогут предотвратить запинания, «глотания» звуков и слов.

— На прогулке сдувайте пушинки с одуванчиков. — Играйте в день рождения игрушек и задувайте свечки. — Подвесьте дома бумажную бабочку на нитке и предложите ребенку дуть так, чтобы она летала. — Нарвите несколько клочков белой бумаги (малыш может сделать это и сам, ведь книжки рвать ему, увы, не дают), а затем предложите сдуть их с ладони или, посложнее, со стола. Снег пошел! — Научите малыша выдувать мыльные пузыри (это к тому же просто хорошо тренирует губы).

Пальчиковые игры-потешки

Мама и малыш рассказывают и показывают пальчиками простой стишок. Самый известный вариант такой игры — «Сорока-белобока», которая кашу варила и деток кормила, но существует и множество других вариантов

Для таких игр можно использовать пальчиковые куклы – готовые или самодельные (простейшие варианты пальчиковых кукол из картона и обычных хозяйственных перчаток ). Разыгрывая историю, можно учиться передавать интонацию и особенности речи каждого персонажа: мышка пищит, медведь говорит басов, барашек блеет, пока малыш не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки или просто показывать их действия: зайчик прыгает, медведь ходит, переваливаясь и т.п.

Те же принципы действуют и для игр с образными игрушками (куклами, зверями) – эти персонажи предполагают, что с ними обращаются как с живыми – то есть они должны ходить, разговаривать, садиться за стол, ложиться спать. Поначалу взрослый показывает игрушки и рассказывает о них, а затем побуждает ребенка самого придумывать продолжение, проговаривая эту историю.

Звукоподражание

Это еще не совсем слова, но уже вполне значащие слоги (ку-ку, му, бе-е) и шаг к тому, чтобы простое му-му превратилось в вожделенное «мама».

Как играть? Вариант первый: показать игрушку или картинку (например, кошку) и сказать, как она «говорит». Сначала только вы (а вскоре и ребенок) произносит: «Мяу». Так же и с другими картинками (как мычит корова, как воет волк и т.д.).

Вариант второй: предложить узнать по звукам кто так говорит: «ко-ко-ко» — это кто к нам пришел? Ребенок либо показывает на картинку, либо, если он уже довольно большой, отвечает.

Для таких занятий будет полезна книга со множеством тематических картинок или наборы карточек.

Игры на развитие словарного запаса

— Какого цвета? Осваивать цвета можно постоянно

www.baby.ru

КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?

Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет лепетать, будет изображать мычащую коровку, произнесет первое слово, наконец, заговорит и поразит вас тем, сколько всего он уже знает.

Не нужно ждать, нужно играть!

Развитие речи самых маленьких зависит от нескольких условий: нормального строения речевого аппарата (в его устройстве не должно быть серьезных проблем), постоянного приглашения к разговору и – как давно доказано учеными — уровня развития мелкой моторики (тонких движений пальцев рук).

Как связаны ловкость пальцев и речь? Дело в том, что центры, отвечающие за их движения, находятся в мозгу рядом с участками, отвечающими за речь, и стимулируя один центр, мы заодно активизируем другой. Итак, первые игры для развития речи ребенка включают занятия, связанные непосредственно с процессом говорения: называнием, звукоподражанием, рассказом и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. И, если с мелкой моторикой все примерно понятно и эти навыки придут вслед за появлением стандартного набора игрушек (погремушек, пирамидок, кубиков, бусин) и игр (с крупой, пластилином, пальчиковыми красками), то развитие речи зависит только от желания и настроя родителей.

✏ Что делать? Общее правило — разговаривайте с ребенком, даже новорожденным.

Во-первых, младенцы обожают наблюдать за человеческим лицом. Во-вторых, постоянно общаясь с ребенком, вы вызываете его на общение — поначалу улыбкой, затем агуканьем, а потом самовыражению слогами и словами.

В третьих, разговор – это привычка, и для вас и для ребенка: мама приучается комментировать все, что видит ребенок (это очень поможет в будущем без проблем отвечать на все детские «почему?» и «что это?»), а малыш приучается к тому, что разговаривать – это норма.

И в-четвертых, ребенок учится, подражая, а для того, чтобы грамотно подражать, нужно не только постоянно слышать речь (различные слова, интонации), но и видеть, как она появляется – следить за движениями маминых губ и языка и сопоставлять с тем, что она говорит.

Во время любых игр обязательно проговаривайте вслух все действия с игрушками (даже с пирамидками), описывайте их (цвет, форму и т.п.), описывайте их переживания, произносите за них реплики (если это куклы или животные). Ваши постоянные комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Обязательно делайте паузы, чтобы малыш тоже мог внести свою лепту – произносить звуки или слова.

✏ Развиваем дыхание

Для произнесения некоторых звуков («С», «З», «Ш» и т.п.) нужно уметь делать достаточно сильный выдох. Вот упражнения, которые помогут предотвратить запинания, «глотания» звуков и слов.

— На прогулке сдувайте пушинки с одуванчиков.

— Играйте в день рождения игрушек и задувайте свечки.

— Подвесьте дома бумажную бабочку на нитке и предложите ребенку дуть так, чтобы она летала.

— Нарвите несколько клочков белой бумаги (малыш может сделать это и сам, ведь книжки рвать ему, увы, не дают), а затем предложите сдуть их с ладони или, посложнее, со стола. Снег пошел!

— Научите малыша выдувать мыльные пузыри (это к тому же просто хорошо тренирует губы).

✏ Пальчиковые игры-потешки

Мама и малыш рассказывают и показывают пальчиками простой стишок. Самый известный вариант такой игры — «Сорока-белобока», которая кашу варила и деток кормила, но существует и множество других вариантов Для таких игр можно использовать пальчиковые куклы – готовые или самодельные (простейшие варианты пальчиковых кукол из картона и обычных хозяйственных перчаток ). Разыгрывая историю, можно учиться передавать интонацию и особенности речи каждого персонажа: мышка пищит, медведь говорит басов, барашек блеет, пока малыш не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки или просто показывать их действия: зайчик прыгает, медведь ходит, переваливаясь и т.п. Те же принципы действуют и для игр с образными игрушками (куклами, зверями) – эти персонажи предполагают, что с ними обращаются как с живыми – то есть они должны ходить, разговаривать, садиться за стол, ложиться спать. Поначалу взрослый показывает игрушки и рассказывает о них, а затем побуждает ребенка самого придумывать продолжение, проговаривая эту историю.

✏ Звукоподражание Это еще не совсем слова, но уже вполне значащие слоги (ку-ку, му, бе-е) и шаг к тому, чтобы простое му-му превратилось в вожделенное «мама».

Как играть? Вариант первый: показать игрушку или картинку (например, кошку) и сказать, как она «говорит». Сначала только вы (а вскоре и ребенок) произносит: «Мяу». Так же и с другими картинками (как мычит корова, как воет волк и т.д.).

Вариант второй: предложить узнать по звукам кто так говорит: «ко-ко-ко» — это кто к нам пришел? Ребенок либо показывает на картинку, либо, если он уже довольно большой, отвечает. Для таких занятий будет полезна книга со множеством тематических картинок или наборы карточек.

✏ Игры на развитие словарного запаса

— Какого цвета? Осваивать цвета можно постоянно: рассматривая с ребенком книжки с картинками или гуляя по улице. Называйте цвета окружающих предметов, не скупитесь – путь в лексиконе со временем появится и фиолетовый, и розовый, и бежевый – чем больше, тем лучше.

— Кто какой? Не забывайте о прилагательных. Рассказывая ребенку сказки, важно упоминать не только кто и что сделал, но и как он выглядел и как именно говорил. Описания делают язык богаче, а истории увлекательнее. Никакие сухие учебные пособия, карточки с отдельными словами или переводные мультфильмы не научат ребенка говорить ярко и образно.

— Кто чья мама? Увидев на улице или на картинках животных, называйте всё «семейство»: мама – курица, папа-петух, ребенок-цыпленок и так далее. Если с кошкой, котом и котенком всё понятно, то многие названия далеко не очевидны — как ни странно, но многие дети даже в 6-7 летнем возрасте часто не могут сказать, как же зовут ребенка овечки. Классические стихи про зверей, например, «Детки в клетке» Маршака» или «Что ни страница — то слон, то львица» Маяковского, будут, как всегда, кстати.

— А наоборот? Когда словарный запас ребенка будет уже достаточно большим, можно начинать играть в подбор антонимов: длинный-короткий, большой-маленький, внизу-вверху, близко-далеко и т.п. Поскольку маленькому ребенку сложно представить что-то умозрительно, спрашивайте конкретно: Слон какой? (можно и руками для верности показать) – Большой! А мышка какая? – Маленькая!

www.baby.ru

Как разговорить молчуна | До трех

Расскажи о нас : Анна Дулинец, Юлия Смердова | 27.07.2015 | 8340

Почему один ребенок уже в полтора года стихи читает, а другой молчит до трех лет как партизан? Какие факторы могут замедлять речевое развитие? Попробуем разобраться.

Девочки болтливее?

Действительно, по статистике мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Это связано с тем, что у мальчиков на 4-6 месяцев позже созревает левое полушарие. А именно там находятся речевые центры, отвечающие за мышечный акт произнесения слов, артикуляцию, понимание и моторную организацию речи.Иногда центры формируются не в левом, а в правом полушарии мозга, обычно такие люди становятся леворукими. В подобном случае в речевом развитии мальчики не отличаются от девочек.

Замедляют речевое развитие тяжелая беременность и роды, болезни в раннем возрасте, неконтролируемый информационный поток из постоянно включенного телевизора. Ускоряют развитие речи регулярные занятия с ребенком, развитие общей и мелкой моторики, новые впечатления.

Каждый ребенок индивидуален, потому, независимо от данных статистики, немало мальчиков, у которых рано появляется связная речь, и девочек с замедленным речевым развитием. В любом случае, если у ребенка к 2,5 годам не появились первые фразы, не увеличивается количество используемых слов, нужно проконсультироваться у логопеда.

Разговаривайте с малышом обо всем, тогда и он быстрее заговорит с вами!

Виноваты родители

Некоторые родители, сами того не осознавая, могут нанести вред речевому здоровью своего малыша. Иногда вместо того, чтобы стимулировать речь ребенка, они, наоборот, затормаживают ее или наносят травму.

Сюсюканье. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). То, что он слышит, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЕшенький», то ребенок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит и психическое развитие.

Ускоренная речь. Нечеткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – кроха не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребенок старается копировать ускоренный темп речи взрослых.

Сосание соски / пальца / одеяла. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает произношение. Сложнее отучать малыша от зависимости к самому себе – сосание пальца, пряди волос, закусывание губы и пр.

Ой, что-то я вам лишнего наговорила!

Что поможет малышу заговорить?

Общение с малышом. Лучший стимул для развития речи – это общение с крохой с самого рождения. Говорить нужно о том, что окружает малыша, и о самом карапузе, так как у детей речь контекстная. Важен эмоциональный контакт. Если гуление и лепет не поддерживать, речь может затормозиться. Ребенку будет просто неинтересно говорить, так как его никто не слушает. Другая крайность – это слишком активные взрослые, которые за ребенка все спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его. Нужно каждый день находить время на диалог с ребенком.

Физическое и психическое здоровье. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребенке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

27.07.2015 Растим Развитие comments powered by HyperComments

www.do3.ru