Урок математики в 3-м классе по теме "Деление трехзначного числа на двузначное". Как правильно делить трехзначные числа на двузначные


Деление и умножение в столбик, правила, примеры видео

Умножение и деление однозначных чисел не составит труда для любого школьника, выучившего таблицу умножения. Она входит в программу математики за 2 класс. Другое дело – когда необходимо произвести математические действия с многозначными числами. Начинают такие действия на уроках математики в 3 классе. Разбираем новую тему «Деление и умножение в столбик»

Умножение многозначных чисел

Делить и умножать сложные числа проще всего столбиком. Для этого нужно разряды числа: сотни, десятки, единицы:

235 = 200 (сотни) + 30 (десятки) + 5 (единицы).

Это нам понадобится для правильной записи чисел при умножении.

При записи двух чисел, которые нужно перемножить, их записывают друг под другом, размещая числа по разрядам (единицы — под единицами, десятки под десятками). При умножении многозначного числа на однозначное трудностей не возникнет:

умножение в столбик

Правило умножения двухзначных чисел гласит, что сначала умножается первое из чисел на последнюю из цифр второго ряда (стоящую в разряде единиц), затем – оно же – на цифру из разряда десятков.

Запись ведется так:умножение в столбикВычисление ведут с конца – с разряда единиц. При умножении на первую цифру – из разряда единиц – запись тоже ведут с конца:

  • 3 х 5 = 15, записываем 5 (единицы), десятки (1) запоминаем;
  • 2 х 5 = 10 и 1 десяток, который мы запомнили, всего 11, записываем 1 (десятки), сотни (1) запоминаем;
  • поскольку дальше разрядов у нас в примере нет, записываем сотни (1 – которую запоминали).

Следующее действие – умножаем на вторую цифру (разряд десятков):

  •  3 х 1 = 3;
  • 2 х 1 = 2.

Поскольку умножали мы на цифру из разряда десятков, записывать начнем так же, с конца, начиная со второго места справа (там, где разряд десятков).

Запомнить правила умножения столбиком несложно:

1.  записывать столбиком умножение нужно по разрядам;

2. вычисления производить, начиная с единиц;

3. записывать итог по разрядам – если умножаем на цифру из разряда единиц – запись начинаем с последнего столбика, из разряда – десятков – с этого столбца и ведем запись.

Правило, действующее для умножения в столбик на двухзначное число, действует и для чисел с большим количеством разрядов.

умножение в столбик

Чтобы легче было запомнить правила записи примеров умножения многозначных чисел в столбик, можно сделать карточки, выделив разными цветами разные разряды.

Если производится в столбик умножение чисел с нулями на конце, их не принимают во внимание при вычислении, а запись ведут так, чтобы значащая цифра была под значащей, а нули остаются справа. После проведения вычислений их количество дописывают справа:

умножение в столбик

метод трахтенберга

Математик Яков Трахтенберг разработал систему быстрого счета. Метод Трахтенберга облегчает умножение, если применять определенную систему вычислений. Например, умножение на 11. Для получения результата нужно прибавить цифру к соседней:

2,253 х 11 = (0 + 2) (2 + 2) (2 + 5) (5 + 3) (3 + 0) = 2 + 4 + 7 + 8 + 3 = 24,783.

Доказать истинность просто: 11 = 10 + 1

2,253 х 10 + 2,253 = 22,530 + 2,253 = 24,783.

Алгоритмы вычислений для разных чисел разные, но они позволяют производить вычисления быстро.

Видео «Умножение столбиком»

Деление многозначных чисел

Деление столбиком может показаться детям сложным, однако запомнить алгоритм несложно. Рассмотрим деление многозначных чисел на однозначное число:215 : 5 = ?Записывается вычисление следующим образом:деление в столбикПод делителем будем записывать результат. Деление выполняется следующим образом: сравниваем крайнюю левую цифру делимого с делителем: 2 меньше 5, разделить 2 на 5 мы не можем, поэтому берем еще одну цифру: 21 больше 5, при делении получается: 20 : 5 = 4 (остаток 1)

Сносим к полученному остатку следующую цифру: получаем 15. 15 больше 5, делим: 15 : 5 = 3

Решение будет выглядеть таким образом:

деление в столбик

Так производится деление без остатка. По тому же алгоритму производится деление в столбик с остатком с той лишь разницей, что в последней записи будет указан не ноль, а остаток.

Если необходимо произвести деление трехзначных чисел в столбик на двухзначное, порядок действий будет таким же, как при делении на однозначное число.

Приведем примеры на деление:

деление в столбикАналогично проводится вычисление при делении многозначного числа на двузначное с остатком: 853 : 15 = 50 и ( 3 ) остатокделение в столбикОбратите внимание на эту запись: если при промежуточных вычислениях в результате получается 0, но пример не решен до конца, ноль не записывается, а сразу сносится следующая цифра, и вычисление производится дальше.

Поможет усвоить правила деления многозначных чисел в столбик видеоурок. Запомнив алгоритм и проследив последовательность записи вычислений, примеры на умножение и деление в столбик в 4 классе уже не будут казаться такими сложными.

Важно! Следите за записью: разряды должны записываться под разрядами, в столбик.

Видео «Деление в столбик»

Если во 2 классе ребенок выучил таблицу умножения, примеры на умножение и деление двузначного или трехзначного числа на уроках математики за 4 класс не вызовет у него трудностей.

Читайте так же:

Математика: сложение обыкновенных дробей

Математика: вычитание обыкновенных дробей

Быстрый способ выучить таблицу умножения

 

razvitiedetei.info

Деление трёхзначного числа на двузначное число. Математика, 4 класс: уроки, тесты, задания.

1. Верное решение

Сложность: лёгкое

1
2. Делимое, делитель, частное

Сложность: лёгкое

3
3. Значение буквенного выражения

Сложность: лёгкое

2
4. Деление трёхзначного числа на двузначное (1)

Сложность: среднее

1
5. Деление трёхзначного числа на двузначное (2)

Сложность: среднее

1
6. Деление трёхзначного числа на двузначное (3)

Сложность: среднее

1
7. Деление трёхзначного числа на 12 в столбик

Сложность: среднее

4
8. Текстовая задача (цветы)

Сложность: среднее

2
9. Текстовая задача (маргаритки и незабудки)

Сложность: среднее

4
10. Значение числового выражения

Сложность: среднее

3
11. Уравнение (сумма)

Сложность: сложное

4
12. Составление и решение уравнения (произведение)

Сложность: сложное

4
13. Составление и решение уравнения (частное)

Сложность: сложное

4

www.yaklass.ru

Деление на двузначное число

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

1) Ознакомление учащихся с приёмом деления трёхзначного числа на двухзначное, когда в частном получается однозначное число. 2) Упражнять в решении задач без приведения к единице. 3) Развивать логическое мышление при решении задач. 4) Учить выбирать рациональный способ решения задач.

Оборудование: сигнальные карточки, набор геометрических фигур, индивидуальное числовое табло на каждого ученика.

ХОД УРОКА

1. Работа над новым материалом.

– Сегодня на уроке мы с вами впервые рассмотрим письменный приём деления, когда делитель не круглое число.

– Надо разделить 294 на 42.

– Скажите сами, сколько цифр в частном должно получиться? (Одна, т.к. первое неполное делимое само число)

– Как вы думаете, как легче найти цифру частного? (Округлить делитель)

– Разделим 294 не на 42, а на 40. Для этого разделим 29 на 4, получим 7.

– Это пробная цифра, её нельзя сразу записать в частном, т.к. делим 294 не на 42, а на 40. Поэтому сначала надо проверить, подходит ли цифра 7.

– Проверим: умножим 42 на 7, получится 294, значит цифра 7 подходит. Теперь её можно записать в частном.

2. Решение с комментированием у доски.

3 ученика выходят к доске и объясняют решение примеров.

3. Самостоятельная работа.

– На доске записаны примеры. Необходимо самостоятельно решить и расшифровать слово.

– Проверка решения примеров по индивидуальным табло. В ходе проверки по примером появляется нужная буква.

– Какое слово получилось? (Ромб)

– Что вы можете сказать о ромбе? (Это четырёхугольник)

(У учителя набор геометрических фигур, которые он демонстрирует при неточном или неверном ответе учащихся. Таким образом, ученик, не соглашаясь с данной наглядностью-подсказкой, сам корректирует свой ответ.)

– Есть ли геометрические фигуры у которых все стороны равны? (Квадрат)

– Что такое квадрат? (Прямоугольник у которого все стороны равны)

– А бывают фигуры с равными сторонами, но не четырёхугольники? (Равносторонний треугольник, пятиугольник, шестиугольник…)

4. Устный счёт. Игра “Чей ряд быстрее?”

На доске примеры. Каждый пример закрыт. Первая тройка учащихся выбегает к доске, каждый открывает свой пример и подписывает ответ.

Сидящие дети сигнальными карточками оценивают ответ ученика своего ряда. Если ответ верный – ученик спешит на своё место, а к доске выбегает следующий ученик. В ходе игры каждый ученик класса пробует свои силы у доски. Также по ходу игры проходит индивидуальная работа учителя со слабыми учащимися.

340: 20 = 920:40= 820:20=
560: 40 = 840:60= 450:30=
840: 40 = 720:30= 540:20=
720: 60 = 520:40= 650:50=
910: 70 = 360:60= 900:30=
900: 20 = 960:60= 720:40=

5. Решение задач.

Чтение задачи №782. (учебник “Математика 4 класс”, Моро)

“Папа проехал на мотороллере 100 км за 3 часа. За сколько часов он может проехать с той же скоростью 200 км?”

– Пересказ и составление краткой записи.

100 км– 3ч

200 км – ?

– Как решить такую задачу? Как будем рассуждать?

Учащиеся комментируют решение задачи.

(Сначала узнаем во сколько раз 2-е расстояние больше 1-ого).

  1. 200:100 = 2 (раза)
  2. (Если 2-ое расстояние в два раза больше, а ехал папа с одинаковой скоростью, значит и времени он затратил в 2 раза больше).

  3. 3х2=6(ч)

Ответ: 200 км папа проедет за 6 часов.

– Мы решили эту задачу логически рассуждая, а теперь я предлагаю решить задачу №1 самостоятельно двумя способами.

“У портнихи из каждых 12м ситца получились 3 халата. Сколько таких халатов она может сшить из 60м ситца?”

Проверка.

1 способ 2 способ
1) 12:3=4(м)-1 халат 1) 60:12= 5(раз)
2) 60:4=15(х.) 2) 3х5 = 15(х.)

Ответ: из 60 м ситца можно сшить 15 халатов.

– Мы разобрали два способа решения этой задачи. Но данные задачи не всегда позволяют решить её двумя способами.

– Что нужно изменить в условии задачи №782, чтобы она решалась двумя способами?

– Скажите, а какой способ обычно называют рациональным? (Тот, которым задача решается легче, меньше действий)

– Есть ли в этих задачах рациональный способ?

– Подведём итог. Вы уже знаете, что иногда задачу можно решить несколькими способами, среди которых есть рациональный, но вам ещё не встречалась такая задача, в которой при решении рациональным способом одно из данных не потребуется– окажется лишним.

– Прочитайте задачу №2.

“Скорость машины 60км/ч, скорость велосипедиста в 5 раз меньше. Велосипедист проехал расстояние от своего дома до железнодорожной станции за 2 часа. За сколько минут можно проехать это расстояние на машине?”

– Запишем кратко условие задачи.

V

t

S

М.-60км/ч ?  
В.-? в 5 раз м. одинаковое

– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

(Разбор задачи и решение её в 3 действия)

– Что обозначают буквы в таблице V, t, S?

– Какова их взаимозависимость? (V Х t = S)

– Назовите компоненты и результат этого действия? (Первый множитель, второй множитель, произведение)

– Посмотрите на верхнюю строчку таблицы. Что вы можете сказать про скорость машины в сравнении со скоростью велосипедиста? (Она в 5 раз больше)

– Итак, мы видим с вами, что произведение в обеих строчках одинаковые, а первый множитель в 1 строчке в 5 раз больше, чем во 2 строке.

– Что можно сказать про второй множитель 1 строки? (Он в 5 раз меньше, чем первый множитель)

– Значит, чтобы найти время машины надо время велосипедиста разделить на 5.

– Как это сделать? (2часа нужно перевести в минуты. Два часа это 120 минут.)

– Правильно, поэтому в вопросе задачи спрашивается за сколько минут можно проехать это расстояние на машине?

– Во сколько действий этот способ решения?

– Что о нём можно сказать? (Это рациональный способ)

– Какое данное не потребовалось при решении этой задачи рациональным способом? (Скорость машины)

– Запишите в тетрадях рациональный способ решения.

6. Повторение и закрепление изученного материала.

Решение примеров на порядок действий (самостоятельно).

90 х (518 : 74) – 747 : 83 + 46 =

Проверка решения.

Дополнительное задание для сильных учащихся.

Решить кроссворд . См. Приложение.

– Какое ключевое слово получилось при решении кроссворда? (трудолюбие)

– Трудолюбие необходимо в любом деле. А математика предмет особенный: чем с большим трудолюбием мы занимаемся ею, тем интереснее она для нас становится.

7. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Какие вопросы вам больше понравились?

– А что показалось особенно интересным?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Деление трёхзначных чисел на двузначные

Упражнение считается выполенным после 7 правильных ответов

Норма выполнения упражнения - 2 минуты 20 секунд

Для успешного выполнения упражнения ознакомьтесь с теорией

Деление трёхзначных чисел на двузначные | Теория

Для деления в уме трёхзначного числа (делимого) на двузначное число (делитель) первым делом необходимо определить количество цифр в ответе.

Если делимое – трёхзначное число, а делитель – двузначное число, то ответ может быть однозначным или двузначным числом.

Если произведение делителя на 10 (минимальное двузначное число) больше делимого, то ответ – однозначное число, а если произведение делителя на 10 меньше делимого, то ответ – двузначное число.

А) Если ответ – однозначное число:

Задача: 476 / 59

Умножение 59 на 10 даёт 590. Так как 590 больше 476, то ответ является однозначным числом.

1) определяем результат с точностью до единиц

Так как 59 x 8 = 472, а 59 x 9 = 531, то результат, округлённый в меньшую сторону до единиц, равен 8.

2) находим остаток

476 – 472 = 4

3) объединяем пункт 1 и пункт 2

472(остаток 4)

Б) Если ответ – двузначное число:

Задача: 759 / 24

Умножение 24 на 10 даёт 240. Так как 240 меньше 759, то ответ является двузначным числом.

1) определяем результат с точностью до десятков

Так как 24 x 30 = 720, а 24 x 40 = 960, то результат, округлённый в меньшую сторону до десятков, равен 30.

2) отнимаем от делимого делитель, умноженный на число, определённое в пункте 1

759 – 24 x 30 = 759 – 720 = 39

3) делим результат пункта 2 на делитель

39 / 24

Так как 24 x 1 = 24 и 39 – 24 = 15, то 39 / 24 = 1(остаток 15)

4) прибавляем к результату пункта 1 результат пункта 3

30 + 1(остаток 15) = 31(остаток 15)

drdo.ru

Урок математики в 3-м классе по теме "Деление трехзначного числа на двузначное"

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • Ознакомить с приёмом деления трёхзначного числа на двузначное; закреплять умения умножать многозначное число на трёхзначное число, делить на однозначное число, решать задачи на нахождение дроби числа, периметра квадрата, площади прямоугольника.
  • Развивать навыки счёта, логическое мышление, умение пользоваться математической терминологией.
  • Прививать интерес к предмету, воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

Оборудование: схема маршрута, карточки для устного счёта, набор геометрических фигур, таблица с числами, тестовые задания, карточки к индивидуальной и словарной работе, опоры-формулы “s и p”, картинки и фотографии из серии “Цветы”.

1. Организационный момент.

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в царство богини Флоры и окунёмся в прекрасный, благоухающий мир цветов.

Сообщение о цветах и флоре.

Цветы всегда привлекали человека своей красотой и ароматом. Учёные и путешественники, бывая в дальних странах, привозили в Европу различные диковинные растения, размножали их. Так из Турции разошлись по всему свету тюльпаны, из Японии, Китая, Дальнего Востока – лилии, из Индии и Ирана – розы, из Южной Америки – гладиолусы.

Все растения, что окружают нас на суше и под водой составляют флору Земли. Это и деревья – исполины, и чахлые маленькие былинки, и даже микроскопические морские водоросли. В Древнем Риме богиня Флора покровительствовала цветам и садам. В её честь римляне устраивали пышные цветочные праздники.

А пойдём мы в царство богини Флоры по определённому маршруту, который вы сейчас составите сами.

II. Графический диктант.

Пропустите три клетки вниз от записи; две клетки от начала листа, поставьте точку.

От неё проведите вправо прямую линию длиной в четыре клетки. Поставьте вторую точку. От неё три клетки вниз наискосок. Поставьте точку. Четыре клетки – прямо вверх-пятая точка. Три клетки – вправо – шестая точка.

Две клетки вниз наискосок – седьмая точка.

Открывается маршрут на доске.

- На нашем пути будут остановки – задания, выполнив которые вы сорвёте прекрасные цветы. Из них мы составим цветочную композицию в дар богине Флоре. В пути вам нужно будет хорошо потрудиться, а девизом для вас послужат слова, которые вы сможете прочесть, решив примеры.

Работа с индивидуальными карточками.

-Перед вами лежит набор карточек с числами. Выберите и покажите правильный ответ к примерам.

III. Устный счёт.

1) На доске прикреплены примеры.

90 : 18 • 500 ; 180 : ( 81 27 ) ; 1080 – 56 : 14 ; 858 + 6 • 7 ;
60 • 4 – 120 ; 3100 • 3 + 700 ; 250 • 3 : 10 ; 11000 + 72 : 24

Дети показывают ответы – карточки. Переворачиваю пример.

Хором читают девиз: " Хорошая работа идёт в таком порядке : сообразил – проверил – написал”.

Первый отрезок пути – улица Жарков.

2) На доске – геометрические фигуры.

 Найдите "лишнюю" фигуру ".

(круг снять)

Посмотрите на прямоугольники. Среди них есть такой:

Стихотворение о квадрате читает ученик.

Он давно знакомый мой. Каждый угол в нём прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Он себя представить рад: А зовут его квадрат.

Решите геометрическую задачу:

Два третьеклассника – Коля и Толя вместе находят периметр поля. Ты помоги вычислениям ребят, если известно, что поле квадрат,

25 метров – длина стороны. И никаких нету данных иных.

Ответ: 100 метров.

  • Назовите формулу нахождения периметра квадрата, прямоугольника.
  • Формулу нахождения площади прямоугольника.

(На доске формулы-опоры)

3) Округлить до десятков.

На доске таблица с числами.

23, 37, 99, 102, 318, 1203, 5678, 875

Прошли первую часть пути, срываем жарок.

Вторая часть пути – площадь Белых Лилий.

IV. Повторение. Дифференцированная работа.

1) У доски работают два ученика.

3) Класс работает самостоятельно.

Решить уравнение:

  • а • 8 – 29127 = 18897
  • а • 8 = 18897 + 29127
  • а • 8 = 48024
  • а = 48024 : 8
  • а = 6003

Ответ: а = 6003

Прошли вторую часть пути, срываем лилию.

Третья часть пути – проспект Гладиолусов.

V. Стартовые тесты.

А сейчас проверим, как вы готовы к изучению новой темы.

( ученики решают тестовые задания)

1. Не вычисляя, определи, сколько цифр будет в частном.

375 : 75

3870 : 43

2. Выполни деление и сделай проверку:

85 : 17, 84 : 12, 2800 : 40

3. Неизвестное число увеличили в 30 раз и получили 2100.

Чему равно неизвестное число:

Прошли третью часть пути, гладиолус срываем.

VI. Физкультминутка ( аудиозапись )

Наши нежные цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают.

Четвёртая часть пути - район Алых Роз.

VII. Работа над новой темой.

На этом отрезке пути исследуем очень важную тему.

Рассмотрим приём деления трёхзначного числа на двузначное.

( Ученик выходит к доске, подробно объясняет решение примера ).

Сорвать нарцисс, поставить в вазу.

Шестая часть пути - город Тюльпанов.

VIII. Решение задач.

На выставке цветов представлено 87 икебан из 783 цветов. Сколько цветов было в каждой икебане, если все они составлены из одинакового количества цветов?

Прочитать условие и вопрос задачи.

Словарная работа.

ИКЕБАНА – цветочная композиция, где каждый цветок или другое растение имеет свое значение, несёт в себе определённый символ. Искусство составления таких цветочных композиций пришло к нам из далёкой Японии.

ФЛОРИСТИКА – тоже искусство составления цветочных композиций, но уже без такого глубокого значения и смысла как в икебане. (зачитать значение слова из словаря Ожегова)

Известные флористы нашего города:

И.М. Пшеницына, И.А. Каткова.

Открывается на обратной стороне доски подборка открыток с композициями цветов флористов.

 Решение задачи самостоятельно. Взаимопроверка.

783 : 87 = 9 (цв. )

Ответ: 9 цветов в каждой икебане.

Задача №6 .

На выставке цветов был сделан ковёр из живых тюльпанов: жёлтых, белых и красных. Ковёр имеет форму прямоугольника размером 15 м на 8 м. Красными тюльпанами была засажена половина ковра, жёлтыми – 3\4 остальной части ковра. Какую площадь имеет часть ковра, засаженная белыми тюльпанами?

Ученик работает у доски. Краткая запись задачи.

а - 15м

в - 8м

кр. т. - ? 1/2

ж. т. - ? 3/4 ост.

б.т. - ? м2.

  • 15 • 8 = 120(м2) – S ковра.
  • 120 : 2 = 60(м2) – красные тюльпаны.
  • 120 – 60 = 60(м2) – остальная часть.
  • 60 : 4 • 3 = 45(м2) – жёлтые тюльпаны.
  • 60 + 45 = 105(м2) – жёлтые и красные тюльпаны.
  • 120 – 105 = 15(м2) – белые тюльпаны.

Ответ: 15 м2 занимают белые тюльпаны.

Прошли шестую часть пути, срываем тюльпан.

IX. Рефлексия деятельности.

Вот и прошли мы весь путь, добрались до царства богини Флоры.

Чему мы научились в пути?

Посмотрите, какая чудесная получилась цветочная композиция.

А как вы считаете, всегда ли нужно срывать цветы?

Ответы детей:

- Можно рвать те цветы, которые выращены человеком специально.

Стихотворение о бережном отношении к цветам:

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок. Если мы, и я, и ты, если все сорвём цветы: Опустеют все поляны, и не будет красоты.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Как делить на трехзначные числа

Деление на трехзначные числа очень похоже на деление в столбик с однозначным или двузначным делителем, но оно включает метод проб и ошибок для нахождения каждой цифры в частном (результате).

Шаги

  1. 1 Запишите числа в формате деления в столбик (как вы обычно это делаете при делении в столбик на однозначное число).
    • Например, разделим 37642 на 275. Здесь 37642 - делимое, 275 - делитель, а результат - частное.
  2. 2 Первое деление: определите, сколько раз делитель (в нашем случае 275) может разделить нацело первые три цифры делимого (в нашем случае 376). В нашем примере 376 делится нацело на 275 один раз.
    • Если первая цифра делимого намного больше первой цифры делителя, попытайтесь сходу найти это число. Если, например, первая цифра делимого 5 (57642), а делителя 2 (275), то, скорее всего, этим числом будет 2 (так оно и есть: 2 х 275 = 550, а 3 х 275 = 825).
    • Если первая цифра делимого меньше первой цифры делителя, то рассматривайте первые четыре (а не три) цифры делимого. Например, если делимое 17642, а делитель 275, в первом шаге работайте с 1764 и 275.
  3. 3 Запишите результат первого деления (обычно он записывается под делителем). В нашем примере это 1 (первая цифра частного).
  4. 4 Умножьте первую цифру частного (1) на делитель (в нашем случае 275) и запишите результат под первыми тремя цифрами делимого. В нашем примере: 1 х 275 = 275. Теперь вычтите результат умножения из первых трех цифр делимого. В нашем примере: 376 - 275 = 101.
  5. 5 Так как 101 меньше 275, снесите вниз следующую цифру делимого (4), чтобы получить число 1014.
    • Если при сносе вниз полученное число все еще меньше делителя, справа от результата первого деления (справа от первой цифры частного) запишите 0 и снесите вниз еще одну цифру делимого (чтобы получить число больше делителя).
  6. 6 Второе деление: определите, сколько раз делитель (в нашем случае 275) может разделить нацело новое число (в нашем случае 1014). В нашем примере 1014 делится нацело на 275 три раза. Запишите результат второго деления справа от результата первого деления (справа от первой цифры частного). В нашем примере это 3 (вторая цифра частного).
    • Для быстрого определения этого числа рассмотрите первую цифру делителя и первые две цифры делимого. Если это не сработало (как в нашем примере, где 10/2=5), рассмотрите первые две цифры делителя и первые три цифры делимого (в нашем примере 101/27 = 3 с остатком).
  7. 7 Умножьте вторую цифру частного (3) на делитель (275) и вычтите результат из предыдущего числа (1014). В нашем примере: 3 х 275 = 825 и 1014 – 825 = 179.
  8. 8 Так как 179 меньше 275, снесите вниз следующую цифру делимого (2), чтобы получить число 1792.
  9. 9 Повторите действия, описанные выше. Число 1792 делится нацело на 275 шесть раз. Запишите 6 справа от результата второго деления (справа от второй цифры частного). Таким образом, вы получили частное 136. Теперь вычтите 1650 из 1792 и получите остаток 142.[1]
    • Запишите ответ в виде: 37642 / 275 = 136(ост.142) или в виде 37642 / 275 = 136 ост (142).

Советы

  • Если делимое – четырехзначное число, то вы сносите цифру один раз. Если делимое – шестизначное число, то вы сносите цифру три раза.[2]

ves-mir.3dn.ru

Деление на двузначное и трехзначные числа. - Мои статьи - Каталог статей

Шаги алгоритма

Оформление решения

Выполним прикидку и найдем возможное частное: 1) 567 : 99  500 : 100 = 5

2) 601 : 64  540 : 60 = 9

    5 6 7    9 9                     6 0 1     6 4

                5                                    9

Умножим возможное частное на делитель:

2) 64 • 9 = 576

   5 6 7     9 9                    6 0 1     6 4

   4 9 5      5                      5 7 6      9

 

Найдем остаток:

2) 601 – 576 = 25

   56 7     9 9                    6 0 1     6 4    4 9 5      5                      5 7 6      9

      7 2

Сравним остаток с делителем:

2) 25 < 64

Устно.

Запишем ответ: 1) 576 : 99 = 5 (ост. 72)

2) 601 : 64 = 9 (ост. 25)

1) 576 : 99 = 5 (ост. 72)

2) 601 : 64 = 9 (ост. 25)

Проверка:    1) 99 × 5 + 72 = 576,

                     2) 64 × 9 + 25 = 601.

2) 64 × 9 + 25 = 601.

1. Выполни прикидку:

1428 : 42 ≈ 1200 : 40 = 30

2. Выдели первое неполное делимое и найди количество цифр в частном:

142 десятка; в частном – две цифры

3. Выполни деление, найди первую цифру частного (с помощью прикидки) и остаток:

142 : 42 ≈ 120  : 40 = 3 (дес.) – неполное частное;

3 ×42 = 126 (дес.), 142 – 126 = 16 (дес.)– остаток

4. Составь второе неполное делимое (снеси следующую цифру):

160 + 8 = 168 (ед.)

5. Выполни деление, найди вторую цифру частного

(с помощью прикидки) и остаток:

168 : 42 ≈ 160 : 40 = 4 (ед.) – неполное частное;

4 × 42 = 168 (ед.), 168 – 168 = 0 (ед.) – остаток

6. 34 ≈ 30.

   Ответ: 1428 : 42 = 34.

Самостоятельные работы.

Цель: формиовани умения выполнять деление многозначных чисел на двузначное и трехзначные числа.

klimanova.ucoz.ru