Прикладной курс "Информатика для начинающих". Информатика с самого начала


Информатика - Всё для чайников

  • Главная
  • Видеотека
    • Естествознание
      • Физика
      • Математика
      • Химия
      • Биология
      • Экология
    • Обществознание
      • Обществознание - как наука
      • Иностранные языки
      • История
      • Психология и педагогика
      • Русский язык и литература
      • Культурология
      • Экономика
      • Менеджмент
      • Логистика
      • Статистика
      • Философия
      • Бухгалтерский учет
    • Технические науки
      • Черчение
      • Материаловедение
      • Сварка
      • Электротехника
      • АСУТП и КИПИА
      • Технологии
      • Теоретическая механика и сопромат
      • САПР
      • Метрология, стандартизация и сертификация
      • Геодезия и маркшейдерия
    • Программирование и сеть
      • Информатика
      • Языки программирования
      • Алгоритмы и структуры данных
      • СУБД
      • Web разработки и технологии
      • Архитектура ЭВМ и основы ОС
      • Системное администрирование
      • Создание программ и приложений
      • Создание сайтов
      • Тестирование ПО
      • Теория информации и кодирования
      • Функциональное и логическое программирование
    • Программы
      • Редакторы и компиляторы
      • Офисные программы
      • Работа с аудио видео
      • Работа с компьютерной графикой и анимацией
      • Автоматизация бизнеса
    • Прочие
      • Музыка
      • Природное земледелие
      • Рисование и живопись
  • Библиотека
    • Естествознание
      • Физика
      • Математика
      • Химия
      • Биология
      • Экология
      • Астрономия
    • Обществознание

forkettle.ru

Подготовка к ЕГЭ по информатике от МГИУ

  • Главная
  • Видеотека
    • Естествознание
      • Физика
      • Математика
      • Химия
      • Биология
      • Экология
    • Обществознание
      • Обществознание - как наука
      • Иностранные языки
      • История
      • Психология и педагогика
      • Русский язык и литература
      • Культурология
      • Экономика
      • Менеджмент
      • Логистика
      • Статистика
      • Философия
      • Бухгалтерский учет
    • Технические науки
      • Черчение
      • Материаловедение
      • Сварка
      • Электротехника
      • АСУТП и КИПИА
      • Технологии
      • Теоретическая механика и сопромат
      • САПР
      • Метрология, стандартизация и сертификация
      • Геодезия и маркшейдерия
    • Программирование и сеть
      • Информатика
      • Языки программирования
      • Алгоритмы и структуры данных
      • СУБД
      • Web разработки и технологии
      • Архитектура ЭВМ и основы ОС
      • Системное администрирование
      • Создание программ и приложений
      • Создание сайтов
      • Тестирование ПО
      • Теория информации и кодирования
      • Функциональное и логическое программирование
    • Программы
      • Редакторы и компиляторы
      • Офисные программы
      • Работа с аудио видео
      • Работа с компьютерной графикой и анимацией
      • Автоматизация бизнеса
    • Прочие
      • Музыка
      • Природное земледелие
      • Рисование и живопись
  • Библиотека
    • Естествознание
      • Физика
      • Математика
      • Химия
      • Биология
      • Экология
      • Астрономия

forkettle.ru

Подготовка к ЕГЭ по Информатике с нуля от А до Я

Лада Есакова

Когда учащийся 11 класса начинает готовиться к ЕГЭ по информатике – как правило, он готовится с нуля. В этом одно из отличий ЕГЭ по информатике от экзаменов по другим предметам.

По математике у старшеклассника знания точно не нулевые. По русскому языку – тем более.

А с информатикой ситуация намного сложнее. То, что изучается в школе на уроках, никак не связано с программой подготовки к ЕГЭ по информатике.

Что такое ЕГЭ по информатике?

Контрольный тест ЕГЭ по информатике содержит 27 заданий, который относятся к самым разным темам. Это системы счисления, это булева алгебра, алгоритмика, это программирование, моделирование, элементы теории графов.

ЕГЭ по информатике охватывает очень большой спектр информации. Конечно, на экзамене понадобятся только азы, но это основы важных и современных тем.

Подготовка к ЕГЭ по информатике с нуля подразумевает, что ни одну из этих тем ученик не проходил в школе. Обычно это так и есть!

Например, такая тема, как булева алгебра, или  алгебра логики, включена в ЕГЭ по информатике. Но она не изучается в школах,  даже в специализированных. Ее нет ни в курсе школьной информатики, ни в курсе математики. Школьник о ней понятия не имеет!

И поэтому знаменитую  задачу на системы логических уравнений не решает практически никто из учеников. Эта задача в ЕГЭ по информатике идет под номером 23. Скажем больше -  преподаватели часто рекомендуют старшеклассникам вообще не пытаться решить эту задачу, и даже не смотреть на нее, чтобы не тратить время.

Означает ли это, что задача 23 из ЕГЭ по информатике не решается вообще? Нет, конечно! Наши ученики регулярно решают ее каждый год. На нашем курсе подготовки к ЕГЭ по информатике из многих тем мы берем только то, что потребуется на экзамене. И уделяем этим задачам максимальное внимание.

Почему же школа не готовит к ЕГЭ по информатике?

Связано это с тем, что информатика – предмет не обязательный. Каких-либо стандартов и программ Министерство образования не дает. Поэтому учителя на уроках информатики дают школьникам совершенно разный материал – кто что может. Более того - в некоторых школах вообще нет уроков информатики.

- Чем же обычно занимаются старшеклассники на уроках по информатике? Неужели играют в стрелялки?

К счастью, в школе на уроках информатики все-таки школьники занимаются не ерундой, а вполне полезными вещами. Например, изучают Word и Escel. В жизни это пригодится, но, к сожалению, для сдачи ЕГЭ – абсолютно бесполезно.

Причем Word  ребята изучают на серьезном уровне, и некоторые даже сдают экзамены по компьютерной верстке и получают свидетельство верстальщика. В каких-то школах изучают  3D-моделирование. Очень многие школы дают веб-дизайн. Это прекрасная, полезная в будущем тема, но к ЕГЭ она совсем никак не относится! И приходя к нам на курсы, ученик действительно готовится к ЕГЭ по информатике с нуля.

Похожая ситуация – у старшеклассников профильных лицеев. Сильные профильные лицеи честно дают на уроках информатике программирование. Ребята выходят оттуда хорошими  программистами. Но ведь в ЕГЭ по информатике всего 5 заданий хоть как-то связаны с программированием, и из них ровно одна задача в варианте ЕГЭ посвящена написанию программы! Результат – максимум 6 задач на ЕГЭ по информатике.

Сколько же нужно времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля?

Есть хорошая новость! Подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля можно за один год. Это не легко, но можно, и наши ученики каждый год это доказывают. Курс подготовки к ЕГЭ по информатике не очень большой. Заниматься на курсах можно 1 раз в неделю по 2 часа. Конечно, надо активно выполнять домашние задания.

Но есть одна поправка. Если ученик никогда до 11 класса не занимался программированием, за год вряд ли возможно освоить программирование в полной мере. Поэтому нерешенной останется задача №27 варианта ЕГЭ по информатике. Она самая сложная.

Особенно трудно готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля  тем ученикам, кто вообще никогда не был знаком с программированием и не знает, что это такое. Это область достаточно специфичная, поэтому подготовке по программированию нужно уделять много времени и нарешивать огромное количество задач.

На наших курсах мы обязательно разбираем все типовые задания по программированию. И ни разу на экзамене задача по программированию не оказалась для наших учеников сюрпризом –все они были на курсах разобраны. И только задача 27 остается за бортом для тех, кто вообще до 11 класса программированием не занимался.

Приходя к нам на курсы по информатике, ученики и родители иногда удивляются, не видя в учебном классе компьютеров. Они думают, что раз пришли готовиться к ЕГЭ по информатике, то на столах должны быть компьютеры. Но их нет! Насколько необходимо при подготовке к ЕГЭ по информатики наличие ноутбуков и компьютеров?

Это особенность ЕГЭ по информатике. На экзамене компьютера не будет! И да, надо будет решать задания ручкой на листе бумаги, потому что именно в таком формате сейчас проходит ЕГЭ по информатике. Это реальная проблема для тех, кто его сдает.

Даже старшеклассники из специализированных лицеев, хорошо умеющие программировать, могут оказаться беспомощны на ЕГЭ по информатике. Они, разумеются, программируют на компьютерах, то есть в специальной среде. Но что будет, когда компьютера нет? И не только школьники – даже профессиональные программисты с очень большим трудом могут написать программу на бумаге. Поэтому мы готовимся к такому сложному формату сразу. Мы осознанно не используем при подготовке к ЕГЭ по информатике компьютеры и ноутбуки – согласно правилу «Тяжело в учении, легко в бою».

Уже несколько лет ходят слухи, что ЕГЭ по информатике переведут в компьютерную форму. Это обещали сделать в 2017 году, но не сделали. Сделают ли в 2018 году? Пока не знаем. Если введут такой формат экзамена – готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля будет намного проще.

Итак, год активной подготовки к ЕГЭ по информатике с нуля,  и ваш результат - 26 задач из 27 возможных. А если вы хоть немного знакомы с программированием – то и все 27 из 27. Мы желаем вам достичь на экзамене такого результата!

И еще раз рекомендую для подготовки теоретический материал и свою книгу «Информатика. Авторский курс подготовки к ЕГЭ», где дается практика решения задач.

Расскажи друзьям!

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru

чему учить в школе / Хабр

Способна ли школа давать систематичные знания, или хорошим специалистом можно стать только в вузе? Нужно ли учить в школе быстрой печати? Какой ЯП следует выбрать для уроков информатики? Попытавшись ответить на эти вопросы из темы, я понял, что в комментарий ответ не поместится.

1. Школа в принципе может давать «достаточно систематичные» знания — готовить специалистов. Если, конечно, в этом суждении мы противопоставляем школу вузу — понимаем под «школой» все учреждения среднего образования, в том числе всякие «лицеи», «гимназии», «колледжи». Хорошим же специалистом можно стать только на практике — невозможно приобрести достаточно навыков хорошего спеца «заочно», даже в «хорошем вузе».

2. В школе нужно учить не быстро печатать на ПК, а печатать вслепую, чтобы не тратить на клавиши внимание, психическую энергию. Скорость же здесь будет приобретаться позже — при работе с конкретными текстами. Ведь мы заранее не знаем даже, на каком языке выпускнику понадобится потом развивать эту скорость. От предметной области тоже очень много зависит: ум и пальцы заучивают не «буквы вообще», а конкретные наиболее частотные сочетания букв, слов, типичные обороты речи.

3. В школе не надо изучать никакой ЯП «достаточно систематично», а надо, при благоприятном случае, знакомить с несколькими. Знакомить с конца, с результата, грубо и по-дилетантски:

1) создали файл с расширением .html, написали в нём <script>..., даблкликнули по нему мышкой; 2) создали файл с расширением .c, написали в нём #include <stdio.h>..., написали в консоли gcc myprog.c ...; 3) открыли Excel, меню tools — macros — «начать запись»… Для школьников программирование — это магия, алхимия. Не надо их разочаровывать. Они должны каждый раз — и быстро — видеть: написал код — что-то сработало.

***

Сегодня государство в школьных стандартах акцентирует внимание на умении учиться. Но это вовсе не исключает приобретения каких-то базовых навыков и знаний. Выпускник должен твёрдо стоять на земле, знать, что хлеб не на деревьях растёт. Для этого уже в начальных классах ученики должны вырастить пшеницу из зерна, осенью сжать её и в итоге испечь хлеб. Ученики постарше должны сделать себе медные кружки с помощью чеканки, вылепить из глины свою голову, соткать шарфик какой-нибудь… Всё надо обязательно «потрогать руками». Потому что «уметь учиться» в условиях полной неопределённости гораздо сложнее. А некоторую определённость, уверенность даёт практика. Она же помогает выстроить в голове какие-то связи, общее представление о том, что в этом мире от чего зависит.

Все предметы стараются использовать похожие методики: на физике и химии мы ставим опыты и затем делаем проектные работы, основанные на полученных новых знаниях. На литературе ученик обязательно должен побыть не только читателем, но и писателем — сочинить стихи или небольшой рассказ (роман тоже можно). На биологии — разрезать лягушку посчитать кости своего скелета. На географии — никакой теории, пока ученик лично, путём ежедневных наблюдений не убедится, что осенью дни становятся короче.

На математике и информатике мы имеем дело с «тонкими материями», которые потрогать руками довольно сложно. Мы вынуждены учить теорию — что такое «информация», бит и код. Можно и здесь, конечно, извернуться и поставить опыт, показывающий отличие информационного взаимодействия от чисто материального. Но это почти что и всё.

К счастью, предмет называется «Информатика и ИКТ». Вот эта вторая часть — ИКТ — уже гораздо ближе к реальности. Она прямо-таки пронизывает нашу реальность в виде разнообразной компьютерной техники. И эту часть реальности тоже надо изучать — получать общее представление о том, как там всё работает, и получать некоторые полезные навыки. Охватить всё, конечно, нельзя, и мы изучаем только «обычный компьютер» или ноутбук — которые с высокой вероятностью встретятся выпускнику в будущей работе.

Изучаем программы, конечно, а не железо. По тому же частотному принципу начинаем с Word'а (Libreoffice Writer) — потому что он уже сейчас нужен ученику для оформления проекта или реферата. Начинать приходится с самого простого — отучать делать абзацные отступы табуляциями. Конечная сверхзадача — выработать стиль оформления, при котором документ выглядит одинаково в Word'е и в Writer'е.

***

Но всему этому предшествует изучение «слепой» печати. Предшествует не по времени, а по важности. Потому что и по времени тоже — научиться расставлять стили заголовков и собирать оглавление в Writer'е требует в десятки раз меньше времени, чем освоение слепого десятипальцевого метода. Меня удивляют многочисленные комментарии (на Хабре в том числе), в которых обсуждается сложность или скучность различных клавиатурных тренажёров. Так и хочется задать вопрос: «Иванов, ты коммунист?» (- и пулемёт застрочил с новой силой). Какой ещё вам, суровым хабро-парням, способным выживать при отрицательной карме, нужен тренажёр, кроме рисунка клавиатуры с номерами пальцев и самой клавиатуры с монитором?

Понятно что скучен не тренажёр, а скучно без конца набирать все эти «ва-ва» и «ло-ло». Придумайте себе пару фраз из букв среднего ряда:

дыра в подвал; пропала фара

— и повторяйте их терпеливо и ритмично (скорость не нужна!). На это даже восьмиклассники способны. Потом добавьте по одной букве из других рядов:

дрожала проволока в поле; а Лора продавала поролон; порода продолжала оплывать

И да, руки у всех разные — кому-то труднее даётся «мелкая моторика», кому-то легче. Тут важен настрой, вкус к хорошему стилю. Может быть, компьютер — совершенно не мой инструмент. Но если уж мне придётся многократно нажимать клавиши компьютера, я хочу делать это максимально комфортно и красиво — к этой мысли нужно приучать учеников. Стимул и самодисциплина — вот и весь «тренажёр». Если есть воля, можно учиться печатать, даже набирая собственные стихи, — такие ученики тоже бывают.

Так уходят практически все 35 часов информатики в год — на практическую работу с ПК. А в девятом классе надо ещё Excel добавить — для экзамена требуется, да и для души, в общем, тоже. А ещё надо организовать хранение своих документов — чтоб не грудой ярлыков на Рабочем столе. Наладить культуру резервного копирования, пользования электронной почтой… Может быть, хотя бы в 10-м классе уже можно будет начать программировать? Всё остальное ведь уже как бы изучено. Ага, вы думаете, придя после летних каникул, кто-то из учеников вспомнит, какие кнопки нажимать, чтобы создать электронный многоуровневый список? Совершенно спойкойно можно почти всё изучение начинать с начала.

Конечно, иногда всегда в классе находится один человек, который хочет «изучать программирование». Тогда всем остальным в класее приходится делать то же самое. И тогда мы выбираем ЯП по тому же принципу — важность практического применения, близость к реальности. Может быть, классический паскаль в вакууме и является наиболее близким к идеалу ЯП. Но в окружающей нас суровой реальности виртуальности нет места для идеала, в ней везде либо +-си, либо джава, либо питон. Либо bash/vbscript, если вы смотрите на мир глазами администратора. А на другом конце провода, где живут Википедия и Лурк, так вообще 95% PHP.

Начинать, я думаю, нужно с «пользовательского программирования», доступного всем. Мы изучили Excel — немного. Там часто приходится делать такую операцию: писать формулу, потом размножать её на весь столбец. Вы думаете, крутым программистом станет тот ученик, который первым подошёл к учителю и сказал: «Я слышал, есть тут у вас такой язык — си-плюс-плюс… Говорят, это очень круто. Нельзя ли его выучить?»? Я думаю, самым лучшим программистом станет тот, кто первым задумается: «Царское ли это дело — каждый раз руками копировать формулу в Excel на 1000 строк? Нельзя ли этот процесс как-то усовершенствовать, автоматизировать?»

Ведь конечная цель любого программирования — сделать какие-то рутинные действия более быстрыми и удобными. Или вообще поручить машине. В этом плане именно Excel (Calc) очень удобен своим «микро-программированием» в формулах — сразу видно, как можно упростить жизнь [и без того простому] пользователю. Только не надо давать ученику всё и сразу. Пусть сначала попробует в большой таблице руками посчитать количество учеников, выбравших сдавать географию в Северо-Западном округе. Потом можно объяснять, как работать с конструктором формул. Параллельно вспоминаем или изучаем все эти наши булевы таблицы И, ИЛИ, НЕ… И только потом можно попробовать написать макрос.

Следующая часть — это bash/vbs. Задачи самые простые, но частые. Например, создать в «Документах» папку, названную сегодняшним числом — и заодно понять, почему месяц в названии даты надо писать раньше дня. Или уменьшить размер картинки .png (или склеить две картинки в одну). Да что искать — даже создать пользователя линукс с помощью букв adduser на чёрном экране для школьника неслыханное колдунство.

Пока человек только учится (не в боевых условиях), один из главных методических принципов — не отвечать на незаданные вопросы. С этой точки зрения ученику совершенно не надо изучать идеальный ЯП. Пусть он на «плохом php» напишет свой бложек, померяет производительность и удивится: на что тратится вся эта память и процессорное время? И вот тогда знания о типизации и работе с памятью ученик начнёт впитывать, как губка воду. Это будет один ученик из ста.

Остальным желательно научиться хотя бы правильному стилю работы в Ворде и в файловой системе; научиться проверять орфографию в текстовом редакторе и в браузере. И здесь очень важна упоминаемая во многих темах о программировании рефлексия. Чатик не может на начальном уровне стимулировать «слепую» печать — скорее, он стимулирует печать быструю и неправильную. Но вот закрепить полученные знания с помощью форума или блога можно. Не просто форума, конечно, а чего-то вроде MediaWiki: куча заголовков для статей вида «Как переместить первый абзац в конец текста», «Как удалить номер страницы с Титульного листа (Libre Office)»; ученики должны писать инструкции; можно исправлять чужие (вклад каждого сохраняется).

Вся эта весёлая работа имеет смысл только параллельно с отработкой слепой печати. Потому что печать — самое слабое звено в работе начинающего пользователя ПК. Это же и тест на профпригодность. Не знаю, как насчёт гениальных программистов, но просто хорошим, по-моему, невозможно стать, разглядывая каждую клавишу перед нажатием.

habr.com

Эволюция школьной программы по информатике / Блог компании Intel / Хабр

И вот уже в который раз опять наступил сентябрь, и тысячи учащихся с противоречивыми ощущениями отправились в школу – кто-то в первый класс, а кто-то уже в одиннадцатый. Когда-то среди них были и мы; вот почему вид белых бантов и букетов в руках первоклашек вызывает у нас ностальгию по беззаботному детству, любимым учителям и предметам – уверен, что для многих на Хабре таковым определенно была информатика. Воспользуемся моментом и вспомним, что мы на ней изучали – десять, двадцать, а кто-то и больше лет назад.
Первые эксперименты
Наверное, кому-то это покажется неожиданным, но первые опыты преподавания информатики в советской школе начались почти за тридцать лет до выведшей данный предмет в массы реформы образования. Действительно, трудно поверить, что уже в 1959 году в ряде школ Москвы и Новосибирска старшеклассников обучали программированию, теории информации и мат. части тогдашних компьютеров. Между тем, ни в появлении такого предмета, как информатика, ни в географическом расположении первых экспериментальных зон нет ничего удивительного. Буквально с самого начала опыт эксплуатации советских электронно-вычислительных машин выявил острую необходимость в квалифицированном обслуживающем персонале, понимающем принципы работы ЭВМ и способного с ней взаимодействовать. Именно по этой причине в двух «кибернетических столицах» Союза, обладавших максимальным парком вычислительной техники, под руководством известных ученых Андрея Петровича Ершова (в Новосибирске) и Семена Исааковича Шварцбурда (в Москве) были оперативно разработаны школьные учебные планы для решения текущих задач. Кстати, впоследствии именно Ершов станет автором первого всеобщего курса информатики.

«Дореформенный» учебник Демидовича для факультативов (слева) и канонiчный учебник Ершова — первое экспериментальное пособие под новую программу

С течением времени охват информатикой школьного населения расширялся, прежде всего за счет специализированных математических классов и школ, а также учебно-производственных комбинатов (УПК). Методология курса непрерывно совершенствовалась, но неизменным оставалось одно: «безмашинный» способ обучения. Иначе говоря, будущие операторы ЭВМ сами ЭВМ видели крайне редко, разве что какой-нибудь заводской или институтский вычислительный центр пустит в порядке гуманитарной помощи на часик. Много машинного времени получить было нереально, его хронически не хватало самому ВЦ. Что же изучали школьники в те годы? Вот план курса информатики конца 50-х годов.

  • Электронные цифровые ВМ — 4 часа;
  • Арифметические основы программирования — 10 часов;
  • Основные сведения о программировании — 36 часов;
  • Перевод программ на язык машин — 26 часов;
  • Организация процесса программирования — 12 часов;
  • Стандартные программы. Автоматизация программирования — 26 часов;
  • Методы контроля — 26 часов;
  • Общая характеристика математических машин — 24 часа.
Школьный вычислительный центр — ученики 60-х о таком даже не мечтали

Как видим, тогдашние дети изучали многое из того, о чем сейчас не догадываются даже взрослые программисты. Ничего не поделаешь, ведь процесс программирования и отладки в то время был весьма низкоуровневым и трудоемким.

Процесс пошел
С 1 сентября 1985 года информатика (а точнее – «Основы информатики и вычислительной техники», ОИВТ) стала обязательным предметом во всех общеобразовательных школах Советского Союза. Как ни удивительно, проблема с кадрами, по крайней мере в больших городах, решилась довольно быстро: учительский корпус формировался не только из преподавателей естественнонаучных предметов, но и из инженеров-математиков и программистов профильных НИИ, чувствовавших в себе педагогические способности. Информатика как учебная дисциплина прошла к тому времени большой путь развития, поэтому новая программа стала как бы логическим продолжением предыдущих. В рамках курса изучались:
  • Теория информации;
  • Элементы математической логики;
  • Основные возможности ЭВМ и варианты их применения;
  • Архитектура и компоненты ЭВМ;
  • Основы алгоритмизации, построение блок-схем;
  • Основы программирования и написания программ.
Три учебника, рекомендованных школам Министерством образования СССР по курсу информатики. Слева направо: Гейн/Житомирский, Кушниренко, Каймин

Что касается собственно программирования, то в начальном варианте курса отсутствовала привязка к какому-либо конкретному языку. Вместо этого предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), представлявший собой по сути символьную развертку блок-схем — школьные шутники называли его «если не то — то всё».

Пример программы на школьном алгоритмическом языке

В качестве следующего шага основоположник советской информатики А.П. Ершов в своем учебнике рекомендовал использовать язык Рапира – машинно исполняемую адаптацию алгоритмического языка. Были и другие предложения – так, «московская школа» преподавателей активно продвигала популярный в то время язык Алгол. Однако уже через 2-3 года основным школьным языком программирования де-факто стал Бэйсик – достаточно простой для детей, но при этом имеющий необходимый функционал и, самое главное, адаптированный под весь зоопарк вычислительной техники, появившейся в кабинетах информатики. К слову сказать, Бэйсик не сдал свои позиции в школе и поныне.

Алгоритм нахождения точки пересечения графика функции с прямой y=x методом итераций, язык Рапира

Прежняя «безмашинная» методика преподавания информатики постепенно уступала место «машинной», у детей появился доступ к технике и возможность писать свои собственные программы. Историю оснащения школ компьютерной техникой я подробно описывал год назад, сейчас просто хочу отметить, что именно знакомство с компьютерами, а не предмет как таковой, стал для многих из нас поворотной точкой в нашей жизни. Лучшие учителя прекрасно это понимали, и активно подогревали интерес к творчеству, преодолевая методические преграды – учебники «не под тот язык», различия в диалектах и так далее.

Курс информатики образца 1985 года оставался практически неизменным в течение почти 15 лет. Между тем мир вокруг нас за это время стал совсем другим – и школьной информатике также необходимы были перемены.

Новейшая история
Примерно с двухтысячных годов информатика стала расширять свое присутствие в школьной программе, изучать ее стали с 7 класса, начиная с одного часа в неделю, а в девятом уже по два. Таким образом общее количество часов значительно увеличилось, при этом программа существенным образом не изменилась. У учителей появилась возможность углубиться в преподаваемый материал и уделить больше внимания практике.

Одним из главных нововведений в предмете (который к тому времени стал называться по-другому – «Информационно-коммуникационные технологии», ИКТ) стали как раз эти самые коммуникации, то есть локальные и глобальные средства передачи данных. К сожалению, этот очень важный, на мой взгляд, раздел, куда, в принципе, могут войти и основы веб-программирования, и теоретические аспекты построения компьютерных сетей, по настоящий день с трудом находит себе место в программе, главным образом, вследствие отсутствия должных знаний у самих преподавателей.

Современные учебники по ИКТ

По-прежнему не менее четверти учебного времени отводилось под изучение языков программирования. К тому моменту переход на современную платформу х86 в школах уже в целом завершился (хотя, как мы выяснили в прошлый раз, в сельских школах он растянулся еще на многие годы), что дало возможность унифицировать учебную среду. Учителя в своей массе ради обеспечения совместимости с уже имеющимся кодом тянулись к древним, как помет мамонта, версиям Бейсика – до тех пор, пока они работали под текущими операционными системами. Продвинутые учебные заведения получили возможность уместить в курс дополнительные языки программирования, такие как С или Java, которые ранее преподавались отдельно. Однако обязательными базовыми языками, как уже говорилось, остались Бейсик и Паскаль.

Microsoft Quick Basic — непреходящее «наше всё» для школяров

Изучение прикладного программного обеспечения, входившее в курс информатики изначально, в какой-то момент стало опасно крениться в сторону стандартных и офисных средств Microsoft Windows. Тенденцию, однако, сбила непоследовательность властей от образования в вопросе выбора школьной программной платформы. О перипетиях этого процесса и, в частности, о многострадальной программе «Первая помощь», я также уже рассказывал. Сейчас, в принципе, все вернулось на круги своя – изучается функционал, а не продукт (например, текстовый, табличный, графический редактор и т.д.), хотя перечень утвержденных конкретных реализаций функционала все равно ограничен.

Попытки приобщить к информатике младшеклассников предпринимались еще в Советском Союзе, однако там они носили, скорее, образцово-показательный характер

Трендом сегодняшнего дня является дальнейшее омоложение курса информатики. Два года назад была одобрена экспериментальная программа, предусматривающая изучение предмета, начиная со второго класса. Не могу сказать, насколько широко она распространилась за это время, однако точно знаю, что ряд школ Нижнего Новгорода по ней точно работают.

В течение всего поста я старался воздерживаться от каких-либо оценок, поскольку не считаю себя большим специалистом в данном предмете, однако закончить его хочу сугубо личным мнением. Оно таково: овладение компьютерными знаниями в наше время является одним из основ успешности будущей профессиональной жизни ученика – чем бы он не решил заняться. Перед школьной информатикой следует поставить задачу вырастить всесторонне развитого в плане IT человека. Человека, который не потеряется в нашем высокоскоростном цифровом мире.

Благодарю свою учительницу по информатике Надежду Валентиновну Соличеву за все рассказанное для этого поста.

habr.com

Прикладной курс "Информатика для начинающих"

Пояснительная записка

В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.

Факультатив «Информатика для начинающих» предназначен для учащихся V классов, которые еще не изучали базовый курс информатики. Программа факультатива рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики.

Основные цели курса:

- реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;

- раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;

- развивать у учащихся информационную культуру;

- создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;

- освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.

Задачи:

- формирование практических навыков работы на компьютере;

- формирование умения планировать свою деятельность.

Формы занятий:

- рассказ;

- беседа;

- работа в парах;

- работа малыми группами;

- презентации;

- работа с электронными карточками;

- игра;

- учебный проект.

Формы контроля:

- тестирование;

- викторины.

Ниже приведена таблица с указанием количества часов, по каждой теме:

Название темы

Кол-во

часов

Работа с ПК и введение в информатику. Обучение работе на компьютере

5

Освоение среды графического редактора Paint

6

Редактирование рисунков

5

Точные построения графических объектов

4

Преобразование рисунка

4

Текстовый редактор Microsoft Word

4

Компьютерные презентации

6

ИТОГО:

34

Учебно-тематический план

«Информатика для начинающих» (5 класс, 34 часа)

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Примечание

Раздел 1

Обучение работе на компьютере

5

1.1

Информация. Информатика. Компьютер.

1

1.2

Как устроен компьютер

1

1.3

Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ

1

1.4

Работа с папками

1

1.5

Практическая работа по теме: «Обучение работе на компьютере»

1

Раздел 2

Освоение среды графического редактора Paint

6

2.1

Назначение графического редактора Paint. Компьютерная графика

1

2.2

Инструменты рисования. Настройка инструментов

1

2.3

Панель Палитра. Изменение Палитры. Свободное рисование

2

2.4

Редактирование компьютерного рисунка .Практическая работа по теме: «Освоение среды графического редактора Paint»

2

Раздел 3

Редактирование рисунков

5

3.1

Понятие фрагмента рисунка

1

3.2

Выделение, перенос, копирование

1

3.3

Понятие файла. Сохранение созданного рисунка. Сборка рисунка из деталей

2

3.4

Практическая работа по теме: «Редактирование рисунков»

1

Раздел 4

Точные построения графических объектов

4

4.1

Геометрические инструменты. Инструменты рисования линий. Построение линий

2

4.2

Построение фигур

1

4.3

Что такое пиксель и пиктограмма

1

Раздел 5

Преобразование рисунка

4

5.1

Выполнение команд наклона, отражения и поворота

1

5.2

Растяжение и сжатие.

1

5.3

Исполнение надписи. Практическая работа по теме: «Преобразование рисунка»

2

Раздел 6

Текстовый редактор Microsoft Word

4

6.1

Объекты текстового документа и их параметры

1

6.2

Способы выделения объектов текстового документа

1

6.3

Создание и редактирование текстового документа

1

6.4

Форматирование текста

1

Раздел 7

Компьютерные презентации

6

7.1

Понятие презентации

1

7.2

Выбор дизайна презентации

1

7.3

Ввод текстовой информации на слайды

1

7.4

Использование анимации в презентации

1

7.5

Создание презентаций

1

7.6

Обобщающий урок

1

Итого:

34

Изучив тему 1 Обучение работе на компьютере, учащиеся будут знать:

Для чего необходим персональный компьютер. Глубже поймут принципы работы персонального компьютера. Получат практические навыки работы с компьютером.

Изучив тему 2 Освоение среды графического редактора Paint, учащиеся будут знать:

Для чего необходим графический редактор Paint. Ознакомятся с основными инструментами графического редактора, научатся рисовать в Paint.

Изучив тему 3 Редактирование рисунков, учащиеся будут знать:

Возможности графического редактора. Будут работать с файлами, фрагментами рисунков.

Изучив тему 4 Точные построения графических объектов, учащиеся будут знать:

Как правильно строить фигуры с помощью различных инструментов.

Изучив тему 5 Преобразование рисунка, учащиеся будут знать:

Различные команды, с помощью которых можно работать с рисунками

Изучив тему 6 Текстовый редактор Microsoft Word, учащиеся изучат:

Основные аспекты работы в текстовом редакторе, научатся работать с текстом, редактировать и форматировать его.

Изучив тему 7 Компьютерные презентации, учащиеся освоят:

Работу с компьютерными презентациями, научаться создавать и работать в среде создания презентаций PowerPoint.

Литература

  1. М.Н. Бородин Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика: 2-11 классы - изд. Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.

  2. Н.В. Макарова Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). - Спб.: Питер, 2011.

  3. Босова Л.Л. информатика Методическое пособие 5-7. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Учебник по информатике для 5 класса автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 год.

  5. Поурочные планы по учебнику Л.Л.Босовой «Информатика. 5-6 классы». / Сост. Н.Л.Югова,– Москва: «ВАКО», 2010 год.

  6. Информатика в понятиях и терминах. Г.А.Бордовский, Просвещение 1991.

  7. Самоучитель работы на компьютере. Левин А., Питер, 2004.

  8. Информационные технологии (1 часть), Ю.Шафрин, БИНОМ, 2003.

multiurok.ru

Уроки информатики - Информатика - Учительский портал

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

РАЗРАБОТКИ

В категории разработок: 359

Фильтр по целевой аудитории

- Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя

Данную разработку можно использовать при изучении дисциплины Информатика и ИКТ на профильном уровне в 11 классе. Данный урок является комплексным: на нем происходит изучение нового материала, подготовка к ЕГЭ, а также выполняется комплексная практическая работа.

  

Целевая аудитория: для учителя

Разработка урока информатики «Электронные таблицы» для 10 класса по учебнику Н.Д. Угриновича “Информатика и ИКТ-10.  Базовый уровень” с видеофрагментами и презентацией

  

Целевая аудитория: для 10 класса

Открытый урок «Развитие социальных сетей: история создания» является интеграционным уроком, разбитым на 3 части: 1. теоретическая часть, 2. время для отдыха (упражнения для глаз, опрос, дискуссия) и 3. викторина. Во время теоретической части предусмотрено просмотр видео-роликов по заданной тематике. Учащимся необходимо разделиться на 3-4 команды (если будут привлечены несколько классов школы – можно разбиться на классы).

Во время теоретической части это не влияет на урок, однако во время викторины ученики работают в командах. Подсчет баллов за правильные ответы назначаются учителем в произвольной таблице на доске в классе после викторины или во время ее.

Данный урок направлен на получение знаний о развитии информационных Интернет технологий на современном этапе на примере социальных сетей, анализ исследований, связанные с социальными сетями, продолжить воспитание интереса к информатике, развитие мировоззрения, памяти, восприятия, воображения, алгоритмического мышления, интеллектуальных способностей.

  

Целевая аудитория: для 9 класса

Во время урока учащиеся знакомятся с основными подходами к определению информации, её свойствами и информационными процессами.

Работа с презентацией строится на основе беседы, в которой учащиеся должны приводить индивидуальные примеры по обсуждаемым вопросам. Это влияет на развитие познавательного интереса к окружающему миру, а также развивает логическое мышление учащихся, память, внимание.

 

Целевая аудитория: для 6 класса

Цели урока:

Обучающая

  • Обобщить способы  перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, двоичных чисел в десятичную систему счисления, расширить представления учащихся о возможностях приложения Калькулятор.

Развивающая

  • Продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно делать выводы, обосновывать и высказывать свое мнение.

Воспитывающая

  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы на компьютере.  Развивать культуру общения, умение работать в паре.

 

Целевая аудитория: для 9 класса

В данной методической разработке представлен опыт преподавания информатики и ИКТ в 7 классе по теме «Графическая информация и компьютер», УМК И.Г. Семакина.

Методическая разработка содержит конспекты уроков по данной теме, практические работы и авторский медиапродукт – компьютерные презентации к урокам.

   

Целевая аудитория: для учителя

Разработка предназначена для знакомства обучающихся с возможностями программы PowerPoint. Разработка содержит план-конспект урока информатики и презентацию. Используя данный материал обучающиеся научатся создавать презентации с эффектами анимации. Материал рассчитан на широкий возрастной диапазон.

  

Целевая аудитория: для 5 класса

Методическая разработка урока информатики для 5 класса по теме "Кодирование и декодирование информации". Тип урока: урок  игра (путешествие «Инфостранствие» с уклоном на правила дорожного движения).

 

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок начального рисования в векторном графическом редакторе. Предлагается изобразить дачный домик на фоне летней природы. Урок предназначен для начинающих изучать компьютерную графику в программе CorelDRAW.

 

Целевая аудитория: для 9 класса

Урок по информатике предназначен для учащихся 6-х классов и может использоваться для прочного освоения материала по теме «Управление исполнителем Чертежник».

 

Целевая аудитория: для 6 класса

Конкурсы

Диплом и благодарность каждому участнику!

www.uchportal.ru