Что такое былина в литературе: определение. Автор былин


Русские былины. Былины о русских богатырях.

Былины об Алеше Поповиче

1. Алеша Попович и Тугарин Змеевич

2. Алеша Попович и сестра братьев Петровичей

3. Алеша Попович и Добрыня Никитич

4. Алеша Попович едет в Киев

5. Богатыри на Соколе-корабле

Былины о Добрыне Никитиче

1. Алеша Попович и Добрыня Никитич

2. Добрыня и змей

3. Добрыня и Василий Казимирович

4. Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру

5. Добрыня и Маринка

6. Женитьба Добрыни

7. Поединок Добрыни с Дунаем

8. Богатыри на Соколе-корабле

9. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича

Былины об Илье Муромце

1. Исцеление Ильи Муромца

2. Илья Муромец и Cвятогор

3. Илья Муромец и Соловей-Разбойник

4. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром

5. Илья Муромец и голи кабацкие

6. Илья Муромец и Идолище в Киеве

7. Илья Муромец и Идолище в Царе-граде

8. Илья Муромец и Калин-царь

9. Бой Ильи Муромца с сыном

10. Богатыри на Соколе-корабле

11. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича

12. Три поездки Ильи Муромца

Былины о русских богатырях

1. Бой Василия Буслаева с новгородцами

2. Булат Еремеевич

3. Бутман Колыбанович

4. Вавила и скоморохи

5. Василий Буслаев

6. Василий Игнатьевич и Батыга

7. Волх Всеславьевич

8. Вольга и Микула

9. Глеб Володьевич

10. Данило Ловчанин

11. Дюк Степанович и Чурило Пленкович

12. Иван Годинович

13. Иван Гостиный сын

14. Идолище сватает племянницу князя Владимира

15. Калика-богатырь

16. Князь Роман и братья Ливики

17. Князь Роман и Марья Юрьевна

18. Королевичи из Крякова

19. Мамаево побоище

20. Михайло Данилович

21. Михайло Казаренин

22. Михайло Потык

23. Рахта Рагнозерский

24. Рождение богатыря

25. Садко

26. Садков корабль стал на море

27. Святогор и тяга земная

28. Смерть Василия Буслаева

29. Соловей Будимирович

30. Сорок калик

31. Ставр Годинович

32. Сухмантий

33. Хотен Блудович

34. Царь Саул Леванидович и его сын

35. Царь Соломан и Василий Окулович

36. Чурило и Катерина

37. Чурило Пленкович у князя Владимира

hobbitaniya.ru

Что такое былина в литературе: определение

Снегурочка, Баба-Яга, Иван-Царевич – истории с участием этих персонажей большинство людей слышит еще в раннем детстве. Однако мир фольклора гораздо богаче, содержит не только сказки, но и песни, баллады, былины. Далеко не все смогут дать правильный ответ на вопрос о том, что такое былина в литературе, какова ее роль. Итак, что же представляет собой этот жанр?

Былины в русской литературе: история

Этот термин стал употребляться лишь в 1839 году, придуман он фольклористом Иваном Сахаровым. Ранее произведения, относящиеся к данному жанру, именовались «старинушками», «старинами». Самые древние из них были известны еще в 10-м веке, в те времена они рассказывались под аккомпанемент гуслей. В дальнейшем традиция использовать музыкальное сопровождение угасла. Публиковать такие истории начали лишь в начале 18-м века.

что такое былина в литературе

Итак, что такое былина в литературе? Определение кратко звучит как эпическая песнь-сказание, являющаяся одной из разновидностей устного народного творчества, имеющая героико-патриотический характер. Главными героями подобных историй становились в первую очередь богатыри. Сюжеты, связанные с жизнью Древней Руси, позволяют лучше представить себе образ мыслей людей, живших в IX-XIII веках.

Особенности жанра

Былины в русской литературе в основном описывали героические события, нередко в них рассматривались те или иные увлекательные исторические происшествия. Сюжеты брались как из истории Киевской Руси, так и из событий доисторических времен. Среди персонажей таких произведений, помимо мужественных богатырей, борющихся со злом, присутствуют фантастические образы, к примеру, Змей Горыныч, Соловей-разбойник. Также роли героев доставались реальным историческим лицам вроде киевских князей Игоря, Владимира.

былины в русской литературе

Что такое былина в литературе? Это также и произведение, которое не имеет автора. Сказания путешествовали из поколения в поколение, обрастали новыми увлекательными деталями. Люди, исполнявшие героические песни, уважительно именовались «сказителями». От них требовалось не заучивание произведений наизусть, а способность красочно передавать их, не допускать искажения смысла.

Структура

Пытаясь понять, что такое былина в литературе, необходимо представить себе структуру подобного текста. В основном произведения насчитывали три композиционных элемента: запев, зачин, концовку. Истории начинались с запева, представлявшего собой своеобразное вступление. От запева требовалось не рассказать о сюжете исторической песни, а привлечь внимание слушателей.

что такое былина в литературе определение

Что такое былина в литературе без зачина? Речь идет о самом рассказе, посвящавшем слушателей в основные события, которые описывались в народных произведениях в приукрашенном виде. Обязательно присутствовала и концовка, представляющая собой своеобразное подведение итогов. Также роль концовки могла взять на себя прибаутка.

Для былин характерен тонический стих, также называемый народным. Для стихотворных строк было обязательным одинаковое число ударений, тогда как количество слогов могло отличаться. Первое ударение в основном приходилось на третий слог, считая от начала. Третий слог, считая от конца, отмечался последним ударением. Также интересно обилие эпических формул, примером которых может служить выражение «очи ясные».

Богатырские былины

Наиболее известны такие персонажи героических песен, как три богатыря. Без Добрыни, Алеши, Ильи что такое былина в литературе? Определение подобных произведений – богатырские песни-сказания (существуют также и социальные). Муромец, Никитич и Попович прославились многочисленными воинскими подвигами, служили Владимиру Красно Солнышко.

что такое былина в литературе определение кратко

Пример типичной богатырской былины – история, описывающая борьбу Ильи Муромца с ужасным Соловьем-разбойником, который умеет уничтожать вокруг себя жизнь с помощью свиста. Великий богатырь, конечно же, берет чудовище в плен, прорвавшись в его логово, а затем лишает его жизни. В эту же категорию входит столь же известное произведение о сражении Добрыни со Змеем.

Социальные былины

Социально-бытовые произведения также пользовались огромным спросом. Примером такой былины может служить история Садко – юного одаренного гусляра, который никак не может приобрести известность. В конце концов юноша удостаивается покровительства Морского Владыки, впечатленного его талантом, однако сбегает от него и возвращается на родину, отказавшись от предложенных ему несметных сокровищ.

Персонажами социальных былин в основном становились крестьяне, купцы, встречаются среди них и князья. Помимо упомянутого выше Садко, популярности удостоились такие герои, как Микула, Вольга. Социальные и героические произведения одинаково привлекательны качественной прорисовкой характеров главных действующих лиц.

Итак, что такое былина в литературе? Краткий ответ – произведение, пронизанное патриотизмом, верой в торжество добра и поражение зла.

fb.ru

история, каноны и популярные сюжеты

Слово «былина» почему-то ассоциируется с чем-то огромным, масштабным, бесспорно великим. Первое, что приходит в голову – образы могучих богатырей, которые берегут Русь-матушку, патрулируют на могучих конях границы государства, отгоняют всякие напасти. Даже язык, на котором написаны эти удивительные произведения, отличается от обыкновенного литературного! Русские народные былины – это абсолютно самостоятельный жанр фольклора со сложившимися традициями и канонами. Что же отличает их от обычных сказок и легенд?

русские народные былины

Что это такое?

Итак, былина – это эпическая песня, обычно передаваемая из поколения в поколение, основной сюжет которой вертится вокруг богатыря, сражающегося против сил зла и всеми силами защищающего отечество. Обычно у главного героя не очень простая судьба, более того, к осознанию своего «богатырства» он приходит далеко не сразу, но потом, когда «силушка» уже через край хлещет, никто не может противостоять русскому витязю.

Термин для обозначения этой формы фольклора введён в тридцатых годах прошлого века и взят из «Слова о полку Игореве» (где есть фраза «былины сего времени»). Больше всего таких преданий сохранилось у крестьян северной части России. Былины (короткие произведения встречаются редко) чаще всего довольно объёмны, так как повествуют о большом промежутке времени.

История

Сложно сказать, когда появились первые исторические песни: кажется, что они всегда были в народе. Первые документы, содержащие русские народные былины, датируются семнадцатым веком, и никто не может сказать, вызвано ли это неграмотностью населения или же тем, что такового жанра не существовало до этого.

былины короткие

Первый сборник «легенд» славян создавался по заказу англичанина Ричарда Джемса, интересовавшегося культурой России, правда, в нём было только пять былин. В восемнадцатом веке интерес к жанру возрастает, появляется большее количество авторов, создающих целые подборки фольклорных песен. Пик интереса приходится на шестидесятые-семидесятые года девятнадцатого века, когда в моду вошло упорядочение былин не по персонажам, а по сказителям (именно так у северных народов называют хранителей устного творчества).

Чаще всего русские народные былины исследователи обнаруживали в Сибири. Как отдельный жанр выделяются сказания русских казаков.

Правила

Как и для любого литературного жанра, для былин характерны свои каноны. Говорят, что раньше они исполнялись под аккомпанемент гуслей, мелодий, правда, их было немного, но в сочетании с голосом рассказчика они звучали действительно удивительно. Такого явления, как былины короткие, не существовало вообще, поэтому каждое сказание затягивалось на долгие часы, зачастую оно прерывалось для отдыха как слушателей, так и рассказчика.

былины русские народные сказки

Эпический жанр этих произведений предполагает торжественный стиль повествования. Достигался он с помощью повторов (всем известное «давным-давно» пришло именно оттуда) и синонимов (жить-поживать). Очень часто повторялись целые фразы – в конце строки и в начале следующей. Обычно сказатели не делали акцент на каких-то конкретных местах, им гораздо важнее было рассказать о «богатырских» делах, процессе седлания коня, например, былины содержат подробнейшие описания упряжи лошадей, снаряжения самого богатыря и т.п. Нередки и преувеличения, подчёркивания определённых качеств героев. Сказители обожали эпитеты (славный богатырь, поганый враг), некоторые из которых со временем стали фразеологизмами (горячая кровь). Чтобы ещё раз выделить «светлую сторону», использовались уменьшительно-ласкательные суффиксы (Алёшенька), тогда как для отрицательных героев применяли суффиксы «увеличивающие» (царище).

Русские народные былины излагаются в настоящем времени, в них не бывает отсылок к прошлому или будущему. Кроме того, обычно они состоят из трёх композиционных частей: запева (своеобразного вступления, имеющего мало общего с самим повествованием), зачина (собственно сюжета) и концовки.

Силушка богатырская

Самым известным жанром этого элемента фольклора являются былины о богатырях. Рассказы о любви к Руси, о преданности делу, настоящей чести и дружбе всегда пользовались популярностью. Такие персонажи, как Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец, известны каждому русскоговорящему человеку. Они популяризированы даже в мультфильмах, чтобы и самые маленькие знали о том, что «супергерои» бывают не только в Америке, но и на Руси. Рассказы о богатырях воспитывают в детях любовь к Родине, осознание её ценности, показывая одновременно с этим исторический быт Древнерусского государства.

былины о богатырях

Заключение

Удивительна и богата культура России. Былины, русские народные сказки, пословицы и поговорки, различные загадки – лишь малая часть всего этого богатства. Многое остаётся до конца не исследованным, многое – не понятным современному человеку, но ни в коем случае нельзя отрицать ценность фольклора. Без прошлого невозможно настоящее и невозможно будущее, и только тогда народ будет развиваться правильно, когда научится ценить свою историю.

fb.ru

Что такое былина? – Ответы на все вопросы

Былина – это древнее сказание, повествующее о жизни и подвигах знаменитых русских богатырей. У каждой былины есть свой сюжет, связанный с каким-либо конкретным событием в Древней Руси или же с жизнью главного героя. Былины стали неотъемлемой частью русского фольклора. Когда-то их называли «старинами».

 

Отличительные особенности былин

 

Былина является фольклорно-эпической песней, написанной тоническим стихом. В составе каждого произведения – запев, зачин и концовка. Первую часть былины редко связывали с основным сюжетом, в большинстве случаев такое вступление писали исключительно для привлечения внимания. Зачин представляет собой основное событие, которому посвящается былина. Концовка – это последняя часть былины, содержащая чаще всего описание торжественного пира, посвящённого победе над врагами.

 

Каждая былина имеет патриотический характер, сюжеты былин во все времена были хвалебными и повествовали о непобедимости Руси, а также о достоинствах князя и отважных защитниках, которые всегда отчаянно помогали народу, если ему угрожала беда. Термин «былина» был введён учёным Иваном Сахаровым и стал употребляться лишь с 1830-х годов. Ранее песни о богатырях называли «старинами».

 

Главные герои былин – могучие русские богатыри. Персонажи в них наделены нечеловеческой силой, отвагой и мужеством. Богатырь-персонаж былин мог даже в одиночку побеждать любых врагов. Основная задача таких персонажей – защищать Русь от врагов.

 

А кто автор?

 

Большинство былин было записано со слов жителей определённых местностей. Всего известно о существовании примерно сорока сюжетов сказаний, при этом количество текстов уже достигает 1500 экземпляров. Каждая отдельная былина является особой ценностью для русской культуры, народного эпоса, а также для многих учёных и фольклористов.

 

Былины не писались одним автором. Это сказания, составленные русским народом, а тексты песен передавались из поколения в поколение. Исполнителями песен были определённые люди, которых называли «сказителями». У такого человека должны были быть особенные качества. Тексты былин никогда не заучивались сказителями наизусть, поэтому рассказчику нужно было самостоятельно связывать сюжеты, подбирать сравнения, запоминать важные факты и умело пересказывать их, не искажая при этом общий смысл.

 

Вместе со статьёй «Что такое былина?» читают:

Что такое жанр в литературе?

Что такое устное народное творчество?

Загрузка...

snipeclass.ru

Былины — WiKi

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением. При этом не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой — по три, в третьей — по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.

 

Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земляДа под то́й же как сторо́нушкой восто́чной.

 

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности — по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчётливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям других народов.

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях: именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря. Таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся вокруг главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается ещё вследствие того, что имеется по нескольку вариантов, более или менее различных, одной и той же былины. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются также единством изложения: они проникнуты элементами чудесного, чувством свободы и, (по замечанию Ореста Миллера), духом общины. Миллер не сомневается в том, что независимый дух былинного русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохранённой вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не бывшими под властью крепостного права. По взгляду этого же учёного, дух общины, воплощённый в былинах, является внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа.

Стилистика

Кроме внутреннего, замечается ещё и внешнее единство былин, в стихе, слоге и языке: стих былины состоит или из хореев с дактилическим окончанием, или из смешанных размеров — сочетаний хорея с дактилем, или, наконец, из анапестов. Рифм нет совсем и всё основано на созвучиях и музыкальности стиха. Тем, что былины сложены стихами, они отличаются от «побывальщин», в которых уже давно стих разложился в прозаический рассказ. Слог в былинах отличается богатством поэтических оборотов: он изобилует эпитетами, параллелизмами, сравнениями, примерами и другими поэтическими фигурами, не теряя вместе с тем своей ясности и естественности изложения. Былины сохраняют довольно большое количество архаизмов, особенно в типических частях. Гильфердинг каждую былину делил на две части: одну — изменяющуюся сообразно воле «сказателя»; другую — типическую, которую рассказчик должен передавать всегда с возможной точностью, не изменяя ни одного слова. Типическая часть заключает все существенное, что говорится про богатыря; остальное представляется только фоном для главного рисунка. По замечанию А. Я. Гуревича характер былинной вселенной таков, что с богатырём может произойти всё, что угодно, а его собственные действия могут быть немотивированными[4][5].

Формулы

Былины сложены на основе формул, построенных либо с применением устойчивого эпитета, либо как нарративные клише из нескольких строк. Последние используются почти в любой ситуации. Примеры некоторых формул:

 

Он скорешенько скочил как на резвы ножки,Кунью шубоньку накинул на одно плечо,Шапочку соболью на одно ушко.

Стрелял-то он гусей, лебедей,Стрелял малых перелетных серых утушек.

Стал он силушку конём топтать,Стал конём топтать, копьём колоть,Стал он бить ту силушку великую.А он силу бьёт — будто траву косит.

— Ай же ты, волчья сыть, травяной мешок!Ты идти не хошь аль нести не мошь?

Приезжает он на широкий двор,Ставит коня да серед двораДа идет в палаты белокаменны.

Еще день за день ведь, как и дождь дождит,А неделя за неделей, как трава растёт,А год за годом, как река бежит.

Все за столом призамолкнули:Меньший хоронится за большего.Больший хоронится за меньшаго,А от меньшаго мал ответ живет.

 

Количество былин

Чтобы дать понятие о количестве былин, отметим их статистику, приведённую в «Истории Русской Словесности» Галахова. Одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии — 3, в Нижегородской — 6, в Саратовской — 10, в Симбирской — 22, в Сибири — 29, в Архангельской — 34, в Олонецкой — до 300. Всех вместе около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших (московских и других). Все известные былины принято делить по месту своего происхождения: на киевские, новгородские и общерусские (более поздние).

Хронологически на первом месте, по Оресту Миллеру, стоят былины, рассказывающие о богатырях сватах. Потом идут те, которые называют киевскими и новгородскими: по-видимому, они возникли до XIV века. Затем идут былины вполне исторические, относящиеся к московскому периоду Русского государства. И, наконец, былины, относящиеся к событиям более поздних времён.

Последние два разряда былин не представляют особенного интереса и не требуют обширных объяснений. Поэтому ими до сих[уточнить] пор вообще мало занимались. Но огромное значение имеют былины так называемого новгородского и, в особенности, киевского цикла[источник не указан 55 дней]. Хотя нельзя смотреть на эти былины как на рассказы о событиях, действительно имевших когда-то место в таком виде, в каком они представлены в песнях: этому противоречит элемент чудесного. Если же былины не представляют собой достоверную историю лиц, действительно живших когда-то на Русской земле, то их содержание надо непременно объяснять иначе.

Учёные исследователи народного эпоса прибегали к двум методам: историческому и сравнительному. Оба метода в большинстве исследований сводятся к одному сравнительному, и едва ли правильно ссылаться здесь на метод исторический, который состоит в том, что для известного (например языкового) явления путём архивных поисков или теоретического выделения позднейших элементов отыскиваются более древняя форма, и таким образом открывается первоначальная — простейшая форма. За неимением наиболее древних источников возможность сопоставления вариантов былин ограничена; с другой стороны, литературная критика отметила в самых общих чертах только характер изменений, каким подверглись с течением времени былины, не касаясь совсем отдельных частностей. Так называемый исторический метод в изучении былин состоял в сравнении сюжетов былинных с летописными; а так как сравнительным методом назывался тот, при котором сравнивались сюжеты былин с сюжетами других народных (в основном мифических) или же чужестранных произведений, и выходит, что здесь разница ничуть не в самом методе, а просто в материале сравнений. Итак, в сущности, только на сравнительном методе и обоснованы четыре главные теории происхождения былин: исторически-бытовая, мифологическая, теория заимствований и, наконец, смешанная теория, пользующаяся теперь самым большим кредитом.

Былинные сюжеты

Сюжеты бывают разной степени сложности и схожести. Часто модные сюжеты почти в одно время обрабатываются на всех концах земного шара. Если теперь в двух или нескольких литературных произведениях мы найдём общий сюжет, то допускаются тут три объяснения: либо в этих нескольких местностях сюжеты выработались самостоятельно, независимо друг от друга и составляют таким образом отражение действительной жизни или явлений природы; либо сюжеты эти обоими народами унаследованы от общих предков; либо, наконец, один народ заимствовал сюжет у другого. Уже а priori можно сказать, что случаи самостоятельного совпадения сюжетов редки, и чем сюжет сложнее, тем он самостоятельнее.

Орест Фёдорович Миллер в своём «Опыте» утверждал, что сравнительный метод служит для того, чтобы в сопоставляемых произведениях, принадлежащих различным народам, тем резче, тем определённее выказались различия; с другой же стороны, Стасов[какой?] прямо высказал мнение, что былины заимствованы с Востока. В конце концов, однако, учёные[какие?] пришли к убеждению, что былины составляют весьма сложное явление, в котором перемешаны разнородные элементы: исторически-бытовые, мифические и заимствованные.

Александр Николаевич Веселовский в CCXXIII номере «Журнала Министерства Народного Просвещения» пишет:

«Для того, чтобы поднять вопрос о перенесении повествовательных сюжетов, необходимо запастись достаточными критериями. Необходимо принять в расчёт фактическую возможность влияния и его внешние следы в собственных именах и в остатках чуждого быта и в совокупности подобных признаков, потому что каждый в отдельности может быть обманчив».

К этому мнению примкнул Халанский. В настоящее время[уточнить] главное стремление учёных исследователей былин направлено к тому, чтобы подвергнуть эти произведения самому тщательному, по возможности, анализу, который окончательно должен указать на то, что именно в былинах составляет неоспоримую собственность русского народа, как символическая картина явления естественного, исторического или бытового, и что занято у других народов[источник не указан 55 дней].

Время складывания былин

Относительно времени происхождения былин определённее всех выразился Леонид Майков, который писал:

«Хотя между сюжетами былин есть и такие, которые можно возвести к эпохе доисторического сродства индоевропейских преданий, тем не менее всё содержание былин, а в том числе и эти древнейшие предания представляется в такой редакции, которая может быть приурочена только к положительно историческому периоду. Содержание былин вырабатывалось в течение X, XI и XII веков, а установилось во вторую половину удельно-вечевого периода в XIII и XIV веках».

К этому можно прибавить слова Халанского

«В XIV веке устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража и в это время сложился образ богатырей, стоящих на заставе, оберегающих границы Святорусской земли».

Наконец, по замечанию Ореста Миллера, большая древность былин доказывается тем обстоятельством, что изображается в них политика ещё оборонительная, а не наступательная.

Место возникновения былин

Что касается места, где возникли былины, то мнения разделяются: самая распространённая теория предполагает, что былины — южнорусского происхождения, что их первоначальная основа южнорусская. Только со временем, вследствие массового переселения народа из Южной Руси на Русский Север, перенесены туда былины, а затем на первоначальной своей родине они были забыты, вследствие влияния других обстоятельств, вызвавших казацкие думы. Против этой теории выступил Халанский, осуждая вместе с тем и теорию первоначального общерусского эпоса. Он говорит:

«Общерусский древний эпос — такая же фикция, как и древний общерусский язык. У каждого племени был свой эпос — новгородский, словенский, киевский, полянский, ростовский (ср. указания Тверской летописи), черниговский (сказания в Никоновской летописи)».

Все знали о Владимире, как о реформаторе всей древнерусской жизни, и все пели о нём, причём происходил обмен поэтическим материалом между отдельными племенами. В XIV и XV веках Москва стала собирательницей русского эпоса, который в это же время всё более и более сосредоточивался в киевский цикл, так как киевские былины произвели на остальные ассимилирующее влияние, вследствие песенной традиции, религиозных отношений и т. п.; таким образом в конце XVI века закончено было объединение былин в киевский круг (хотя, впрочем, не все былины к нему примкнули: к таким принадлежит весь новгородский цикл и некоторые отдельные былины, например о Суровце Суздальце и о Сауле Леванидовиче). Потом из Московского царства распространились былины во все стороны России путём обыкновенной передачи, а не эмиграции на север, которой не было. Таковы в общих чертах взгляды Халанского на этот предмет. Майков говорит, что деятельность дружины, выраженная в подвигах её представителей-богатырей, и есть предмет былин. Как дружина примыкала к князю, так и действия богатырей всегда стоят в связи с одним главным лицом. По мнению этого же автора, былины пели скоморохи и гудошники, приигрывая на звончатых яровчатых гуслях или гудке, слушали же их в основном бояре, дружина.

Насколько изучение былин ещё до сих пор несовершенно и к каким противоречивым результатам оно привело некоторых учёных — можно судить хотя бы только по одному следующему факту: Орест Миллер, враг теории заимствований, старавшийся везде в былинах найти чисто народный русский характер, говорит: «Если отразилось какое-нибудь восточное влияние на русских былинах, так только на тех, которые и всем своим бытовым складом отличаются от склада старославянского; к таким относятся былины о Соловье Будимировиче и Чуриле Пленковиче». А другой русский учёный, Халанский, доказывает, что былина о Соловье Будимировиче стоит в самой тесной связи с великорусскими свадебными пенями. То, что Орест Миллер считал совсем чуждым русскому народу — то есть самосватание девушки, — по Халанскому существует ещё теперь в некоторых местах Южной России[источник не указан 55 дней].

Приведём здесь, однако, хоть в общих чертах, более или менее достоверные результаты исследований, полученные русскими учёными. Что былины претерпели многие и притом сильные перемены, сомневаться нельзя; но точно указать, каковы именно были эти перемены, в настоящее время крайне трудно. На основании того, что богатырская или героическая природа сама по себе везде отличается одними и те ми же качествами — избытком физических сил и неразлучной с подобным избытком грубостью, Орест Миллер доказывал, что русский эпос на первых порах своего существования должен был отличаться такой же грубостью; но так как, вместе со смягчением народных нравов, такое же смягчение сказывается и в народном эпосе, поэтому, по его мнению, этот смягчительный процесс надо непременно допустить в истории русских былин. По мнению того же учёного, былины и сказки выработались из одной и той же основы. Если существенное свойство былин — историческое приурочение, то чем оно меньше заметно в былине, тем она ближе подходит к сказке. Таким образом выясняется второй процесс в развитии былин: приурочение. Но, по Миллеру, есть и такие былины, в которых ещё вовсе нет исторического приурочения, причём, однако, он не объясняет нам, почему он такие произведения не считает сказками («Опыт»). Затем, по Миллеру, разница между сказкой и былиной заключается в том, что в первой мифический смысл забыт раньше и она приурочена к земле вообще; во второй же мифический смысл подвергся изменениям, но не забвению.

С другой стороны, Майков замечает в былинах стремление сглаживать чудесное. Чудесный элемент в сказках играет другую роль, чем в былинах: там чудесные представления составляют главную завязку сюжета, а в былинах они только дополняют содержание, взятое из действительного быта; их назначение — придать более идеальный характер богатырям. По Вольнеру, содержание былин теперь мифическое, а форма — историческая, в особенности же все типические места: имена, названия местностей и т. д.; эпитеты соответствуют историческому, а не былинному характеру лиц, к которым они относятся. Но первоначально содержание былин было совсем другое, а именно действительно историческое. Это произошло путём перенесения былин с Юга на Север русскими колонистами: постепенно колонисты эти стали забывать древнее содержание; они увлекались новыми рассказами, которые более приходились им по вкусу. Остались неприкосновенными типические места, а все остальное со временем изменилось.

По Ягичу, весь русский народный эпос насквозь проникнут христианско-мифологическими сказаниями, апокрифического и неапокрифического характера; из этого источника заимствовано многое в содержании и мотивах. Новые заимствования отодвинули на второй план древний материал, и былины можно разделить поэтому на три разряда:

  1. на песни с очевидно заимствованным библейским содержанием;
  2. на песни с заимствованным первоначально содержанием, которое, однако, обработано более самостоятельно
  3. на песни вполне народные, но заключающие в себе эпизоды, обращения, фразы, имена, заимствованные из христианского мира.

Орест Миллер не совсем с этим согласен, доказывая, что христианский элемент в былине касается только внешности. Вообще, однако, можно согласиться с Майковым, что былины подвергались постоянной переработке, соответственно новым обстоятельствам, а также влиянию личных взглядов певца.

То же самое говорит Веселовский, утверждающий, что былины представляются материалом, подвергавшимся не только историческому и бытовому применению, но и всем случайностям устного пересказа («Южнорусские былины»).

Вольнер в былине о Сухмане усматривает даже влияние новейшей сентиментальной литературы XVIII в., а Веселовский о былине «Как перевелись богатыри на Руси» говорит вот что: «Две половины былины связаны общим местом весьма подозрительного характера, показывающим, как будто, что внешней стороны былины коснулась эстетически исправляющая рука». Наконец, в содержании отдельных былин нетрудно заметить разновременные наслоения (тип Алёши Поповича), смешение нескольких первоначально самостоятельных былин в одну (Вольга Святославич или Волх Всеславич), то есть объединение двух сюжетов, заимствования одной былины у другой (по Вольнеру, начало былин о Добрыне взято из былин о Вольге, а конец из былин о Иване Годиновиче), наращения (былина о Соловье Будимировиче у Кирши), большая или меньшая порча былины (рыбниковская распространённая былина о Берином сыне, по Веселовскому) и т. п.

Остаётся ещё сказать об одной стороне былин, а именно об их теперешней эпизодичности, отрывочности. Об этом обстоятельнее других говорит Орест Миллер, который считал, что первоначально былины составляли целый ряд самостоятельных песен, но со временем народные певцы стали сцеплять эти песни в большие циклы: происходил, словом, тот же процесс, который в Греции, Индии, Иране и Германии привёл к созданию цельных эпопей, для которых отдельные народные песни служили только материалом. Миллер признает существование объединённого, цельного Владимирова круга, державшегося в памяти певцов, в своё время образовавших, по всей вероятности, тесно сплочённые братчины. Теперь таких братчин нет, певцы разъединены, а при отсутствии взаимности никто между ними не оказывается способным хранить в своей памяти все без исключения звенья эпической цепи. Все это очень сомнительно и не основано на исторических данных; благодаря тщательному анализу, можно только допустить, вместе с Веселовским, что «некоторые былины, например Гильфердинга 27 и 127, являются, во-первых, продуктом выделения былин из киевской связи и вторичной попытки привести их в эту связь после развития на стороне» («Южнорусские былины»).

ru-wiki.org

Примеры былин. Герои русских былин

Былины - разновидность устного народного творчества в песенно-эпической манере. Их сюжет, как правило, построен на описании какого-либо неординарного события из прошлого или заметного исторического эпизода. Герои былинного эпоса разнообразны по характеру, однако их мощь всегда обращена на борьбу со злом. Враги богатырей описываются не менее красочно, каждый персонаж - это характерный злодей. Примеры былин многочисленны, но некоторые нужно выделить особо, об этом пойдет речь в данной статье.

примеры былин

Как появился литературный термин "былина"

Нынешнее название было предложено в 1839 году филологом Иваном Сахаровым, который напечатал свой реферат в издании "Песни русского народа". Ученый использовал выражение "по былинам", что означает "согласно фактам". "Быль", "былое", "былина" - лингвистический выбор оказался удачным.

Традиционно былины подразделяются на два обширных цикла: киевский и новгородский. С первым связано основное количество персонажей, также в нем доминируют сюжеты, в которых фигурирует стольный град Киев и двор князя Владимира Святославовича, а позже Владимира Мономаха.

Былинными героями-богатырями выступают: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Чурило Пленкович, Михайло Потык. Новгородские былинные герои - это гусляр-купец Садко и богатырь Василий Буслаев. "Старшие" киевские богатыри - Микула Селянинович, Святогор и Вольга.

Ученые изыскания

Примеры былин характеризуются тем, что вплоть до 18-го века их никто не записывал. Первый сборник в авторстве Кирши Данилова был создан в Москве лишь в 1804 году. И только после этого последовали дополненные переиздания. На волне интереса к былинному эпосу в 1830-1850 годах славянофил Киреевский Петр Васильевич организовал повсеместный сбор фольклорных произведений. За короткое время им и его помощниками были записаны несколько сотен былинных сказаний в Поволжье и северных губерниях, а затем в Сибири и на Урале. Итогом работы группы исследователей стали 80 сюжетов.

В целом, примеры былинного эпоса были полностью систематизированы в короткое время, и ученые-филологи получили возможность работать с обширным эпическим материалом. Результатом этого стало использование фольклорных произведений в диссертациях и научных трудах. Наиболее значительные примеры былинного творчества русского народа выводились на международный уровень.

былина садко

Большинство былинных сказаний имели мифологическую основу с описанием стихийных явлений экстремального характера и богатырей, преодолевающих их последствия. Причем делалось это всегда успешно. На протяжении нескольких веков былины всячески переиначивали, перекраивали и сокращали. Одно время сказания смешивали с устными фольклорными произведениями Запада, но окончилось это профанацией, и подобные попытки впредь пресекались. В конце концов былинный эпос упорядочили.

Характерные признаки

Постепенно былины приняли устойчивую фольклорно-литературную форму, и таким образом появился вполне определенный стихотворный стиль, состоящий из сочетания дактиля с хореем, а позже из анапестов. Рифмы практически не было, все основывалось на благозвучии стиха и его музыкальности. Стихотворные былины отличались от "побывальщин", примитивных изложений в прозе, которые как искусство не принимались публикой. Слог подлинной былины всегда богат поэтическими оборотами, насыщен эпитетами, аллегориями и сравнениями. При этом стихи ясны и логичны в своем звучании.

Обычно стихотворная былина делилась на две части. Рассказчик сообразно с первой должен был импровизировать, преподносить тексты как бы от себя, а вторая часть обязывала его следовать определенной схеме, типически передавать содержание в точном изложении, не меняя при этом ни единого слова. Таким образом получалась словесная мозаика, которая не всегда выглядела органично. Многое зависело от таланта рассказчика.

былина вольга и микула

Илья Муромец, герой былинный

"...Жил под городом Муромом, в селе Карачарово, крестьянин роста богатырского, да ходить не мог, все на печи лежал. То, что ноги не шли, печалило Илью. Слышал он, разбойники по дорогам людей грабят, Змей Горыныч на Руси бесчинствует, уж девок всех начисто извел. Как помочь земле родной, Илья все печалился.

Помогли странники, что зашли водицы испить. Поколдовали да поправили ноги Илье Муромцу, встал он, силушку обрел невиданную. Купил коня себе доброго, выхолил, в утренней росе понежил, и стал конь Илье подстать, сильный да быстрый.

Собрался Илья, оседлал Бурушку, да поскакал порядок на Руси наводить, только его и видели".

Садко

Русский народный фольклор отличается разнообразием сюжетов и декоративностью. Герои попадают то на остров, где живут чудовища, то в пучины океанские, где их поджидает царь морской с русалками.

Былина "Садко" - одно из лучших эпических произведений. По ее мотивам создана опера Римского-Корсакова с одноименным названием. Кроме того, былина "Садко" послужила сюжетом для фильма режиссера Александра Птушко с Сергеем Столяровым и Аллой Ларионовой в главных ролях.

«…В славном Новограде как жил-был купец Садко, богатый, статный. Раньше были у него только гусли яровчаты, по пирам приглашали играть, тем и жил. Да только вот не позвали его не раз, и не два, и не три, задумался Садко, вышел к Ильмень-озеру, сел на камень бел-горюч, тронул струны.

былина соловей разбойник

Взнеслась вода волнами, показался царь морской. "Славно играешь, Садко! Как благодарить тебя? Аль казной золотой? Поди-ка ты в Новоград и ударь о велик заклад. Заложи головушку буйную против товара красного купеческого, на долю непомерную. Да скажи: есть в Ильмень-озере рыба золотая. Как заклад ударишь, выходи на берег с неводом шелковым. Дам тебе три рыбины-перья золотые".

Проиграли купцы Новоградские все товары свои красные гусляру Садко, стал он поторговывать, получать барыши великие. Разбогател да вернул купцам их товары красные. А сам стал жить на новое свое богатство. А уж как поплыл Садко за моря да привез жену - это другой рассказ...»

Богатыри Вольга и Микула Селянинович

Среди русских эпических образов встречаются герои, которых рассказчики наделяют невиданой силой, и при этом они живут в необычной обстановке, подстать их сказочной мощи.

Былина "Вольга и Микула" - великолепный пример фольклорного произведения, в котором показано, как герои русского эпоса объединяются для борьбы с бесчинствами на Руси. В то смутное время чиновничество на Руси распоясалось, все вопросы решались только за взятки. От неправомерных действий "государевых служб" пострадал простой пахарь Микула Селянинович, об этом и рассказывает былина "Вольга и Микула".

герои былин

«…Рассыпала ночь звезды по небу, и родился к утру на Руси-матушке богатырь молодой Вольга Всеславьевич. Проспал младенец один час, потянулся, и лопнули все пеленки, пояса золотые. И так сказал Вольга матушке: "Сударыня-матушка, не пеленай меня, одень в латы железные, в шлем да в руки дай палицу стопудовую". Мать перепугалась, а Вольга растет не по дням, а по минутам, растет и грамоте учится. Как шесть лет исполнилось, пошел погулять, земля затряслась. Звери попрятались, птицы улетели, а Вольга давай всякие забавы придумывать: то соколом станет и в небо взлетит, то оленем поскачет, а то серым волком обернется. А как стукнуло богатырю 15 лет, тут-то и натворил он добрых дел. А каких - это другой рассказ…»

Микула Селянинович

«…Ранним солнышком собрался Вольга с дружиной своей по городам подати собирать, проехали, может, версту, как слышат - пашет кто-то рядом, плугом по камушкам чиркает. Поехали к пахарю, а доехать не могут, к вечеру не доехали, на другой день не доехали, слышно только как лемех-плуг чиркает да пахарь насвистывает. Доехали на третий день, на закате. Слез с коня Вольга, поклонился пахарю в пояс: "Здравствуй, добрый человек, в поле работничек!" "Будь здрав, Вольга Всеславович! Куда держишь путь?"

Долго ли, коротко ли, поговорили о том, о сем, да поехали вместе разбойников на большой дороге стращать. Сто городов да тысячу деревень освободили, а был тот пахарь - Микула Селянинович, богатырь русский. Сдружились они с Вольгой, и поделом было на следующий день всякой нечисти, вывели подчистую. А уж какой пир был у них на столах дубовых да в лесу - об этом другая былина расскажет…»

илья муромец герой былин

Илья Муромец и Соловей Разбойник

Большинство произведений русского эпоса хрестоматийны, время над ними не властно, а популярность их растет год от года. Шедевры включают в школьные программы, по ним проводятся научные исследования. Былина "Соловей Разбойник и Илья Муромец" является именно таким произведением.

«…Сидит Соловей на сыром дубе, разбойник, Одихмантьев сын. То свистнет по-соловьиному, а то закричит по-звериному. То ли от посвиста, то ли от рыка трава-мурава полегла, цветочки лазоревы осыпались, темный лес на землю приклонился, а кто есть из людей - все мертвые лежат. Прямоезжей дорогой на пятьсот верст все полегло, а окольным ездом - на тысячу.

Проезжал тут казак Илья Муромец, лук берет тугой, тетивочку шелкову натянул, стрелочку каленую наложил. Стрелял в того-то на сыром дубу Соловья Разбойника. Да око и выбил, и на землю спустил, привязал к стремечку да повез по чистому полю мимо гнездышка да соловьиного…»

fb.ru

БЫЛИНЫ - это... Что такое БЫЛИНЫ?

  • Былины — ТЕРМИН русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок». Термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30 х годах XIX века любителем ученым… …   Литературная энциклопедия

  • Былины —     БЫЛИНЫ народно эпические песни героического или историко бытового содержания. Термин «былина» не народного происхождения, а введен в научный оборот в 30 х годах XIX столетия любителем народной поэзии Сахаровым и с тех пор прочно установился в …   Словарь литературных терминов

  • БЫЛИНЫ — (старины) русские народные эпические песни сказания. Возникли как выражение исторического сознания русского народа 9 13 вв., в процессе бытования впитали события позднейшего времени. Повествуют преимущественно о богатырях защитниках родины;… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БЫЛИНЫ — (старины), русские народные эпические песни сказания; родственны героическому эпосу других народов; повествуют преимущественно о богатырях. Возникли как выражение исторического сознания русского народа 9 13 вв., в процессе бытования впитали… …   Современная энциклопедия

  • Былины — (старины), русские народные эпические песни сказания; родственны героическому эпосу других народов; повествуют преимущественно о богатырях. Возникли как выражение исторического сознания русского народа 9 13 вв., в процессе бытования впитали… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Былины — составляют одно из самых замечательных явлений русскойнародной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей,живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразиюмифических, исторических и бытовых элементов они …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Былины — Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье …   Википедия

  • Былины — Б. составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БЫЛИНЫ — как исторический источник устные эпич. песни рус. народа о своем прошлом, отразившие в художеств, образах ист. действительность преим. 11 17 вв., взгляд народа на историю в целом. Термин Б. введен в 30 40 х гг. 19 в. И. П. Сахаровым на основании… …   Советская историческая энциклопедия

  • Былины —         эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность главным образом 11 16 вв. В процессе многовекового развития Б. изменялись, впитывали события позднейшего времени, а иногда и события более ранней …   Большая советская энциклопедия

  • dic.academic.ru