Мифы и легенды Др.Греции и Рима в живописи. Часть 5. Афина. Афина рисунок богиня


мифы, картинки и фото Афины.

Афина Паллада, известная в греческой мифологии как богиня стратегии войны и мудрости, появилась на свет очень необычным образом. В одном из мифов сказано, что Афина предстала перед олимпийскими богами после того, как Гефест своим молотом расколол по просьбе Зевса череп громовержцу, откуда и появилась в полном обмундировании мудрая богиня.

Древние греки почитали Афину как изобретательницу военной стратегии, «воительницу-девственницу», всегда появлявшуюся в сопровождении крылатой богини Ники.

Фото: рождение Афины.

Несмотря на чудовищную силу и невероятную ловкость, Афина предпочитала разрешать войны и спорные ситуации дипломатией и мирными переговорами. Крупнейший праздник в честь богини носил название Панафинеи и проходил у стен Акрополя в Афинах.

Считается, что кроме ратного дела и стратегического планирования, мудрая богиня регулировала погоду и орошала дождем поля, следила за благоденствием афинских семей, была мерилом гражданского общества, покровительствовала искусству, ремеслам и умственной деятельности.

В одном из мифов Афина упоминается как непревзойденный мастер ткачества. Посмевшая бросить вызов богине в этом искусстве дева Арахна была жестоко наказана за чрезмерную самоуверенность.

Греки склонны верить, что именно Афина изобрела такие средства повседневного пользования, как горшок для приготовления пищи, лошадиную узду, грабли, конский плуг, ярмо и несколько музыкальных инструментов. Кроме того она впервые ввела в жизнь афинян арифметический счет. Доброта Афины была известна даже в самых отдаленных полисах, ведь на Ареопаге она всегда старалась выступать в защиту ответчика.

«Афинская дева» стала ассоциироваться у греков со всем тем, чем они гордились и любили. Все научные открытия, урожаи и праздники, так или иначе, были посвящены Афине.

Афина была воплощением чистоты и непорочности. Многие боги пытались добиться ее руки и любви, но безуспешно. Дальше всех зашел Гефест, который насильно пытался завладеть богиней, но лишь успел пролить семя на колено Афины. Вытершись шелковым платком, она в гневе бросила его на мать-землю Гею, которую семя и оплодотворило.

Вскоре у Геи от Гефеста родился сын Эрихтоний, которого она сразу же отвергла, а Афина беспрекословно усыновила. Повзрослев, Эрихтоний стал мэром Афин, а девственность воспитавшей его богини символизировала неприступность великого города.

Несколько фото картин и статуй богини Афины:

 

kajlas.ru

Как нарисовать богиню Афину карандашом поэтапно

Уже нарисовал +2 Хочу нарисовать +2 Спасибо, отличный урок +133

Шаг 1.

Нарисуйте круг для головы, а затем добавить ее лица руководства. Следующая вытянуть всю форму ее тела, которая также ее одежду. Добавить небольшую форму для руки, а затем ее ног.

Шаг 2.

Очерк из формы лица Афины, а затем обратить в волосах линию такого рода кадров ней лицом. Далее, наметить формы ее шею, а затем нарисуйте подкладка для ее одежду воротник.

Шаг 3.

Готово набрасывать голову, и длинные волнистые волосы. Следующий набросок в ее статуи формируются глаза, нос и рот, а затем добавить несколько подробно на шею и воротник. Нарисуйте шлем, который очень похож на шлем воина.

Шаг 4.

Очерк из ее рук, а затем форма и свободная стиль ее одежды. По бокам ее тела наброски, рисовать линии, что коллапс в верхней части друг с другом, образуя слоистую вид. Нарисуйте складки и линии сгиба, а затем перейти к следующему шагу.

Шаг 5.

Готово набрасывать ее руках, а затем руками. Как только это будет сделано наметить длины халат в более подробно. Не забудьте добавить пас или складка линии, как вы видите здесь. Вы, безусловно, будет для свободно искать халат. Существует также такой вид, будто одежду в двух частей.

Шаг 6.

Готово набрасывать халат, а затем вытянуть ноги и так и пешком. Как только это будет сделано стирать линии и формы, что вы обратили на первом этапе, чтобы очистить ваш рисунок.

Шаг 7.

Вот она, богиня Афина ношение шлема сделали ее матери, и все. Было ли у вас удовольствие или что. Я помню, что удивительным временем набрасывать этого греческого бога.

Автор урока: www.dragoart.com

purmix.ru

Греческая богиня Афина: мифы. Афина

Древнегреческая богиня Афина известна тем, что она защищала города, покровительствовала наукам. Это воительница, которую невозможно было победить, богиня знаний и мудрости. Греческая богиня Афина абсолютно заслуженно почиталась древними греками. Это была любимая дочь Зевса, а столица Греции названа именно в ее честь. Она всегда помогала героям не только мудрым советом, но и делами. Девушек Греции она обучала прядению, ткачеству, кулинарии. Греческая богиня Афина не только странным образом появилась на свет, с ее именем также связано много захватывающих историй и мифов. Давайте больше узнаем о ней.

Появление на свет

Согласно мифам, богиня Греции Афина появилась на свет эффектно и довольно необычно – из головы Зевса. Он знал заранее, что у Метис, богини разума, будет двое детей – дочь (Афина) и сын, наделенный невероятной силой и умом. А Мойры, богини судьбы, предупредили Зевса, что этот мальчик однажды отнимет у него имеющуюся власть над всем миром. Чтобы избежать такого поворота событий, Зевс усыпил ласковыми речами Метис и проглотил ее перед рождением сына и дочери. Однако вскоре его стали мучить невыносимые головные боли. Чтобы избавить себя от страданий, Зевс позвал к себе Гефеста и приказал ему разрубить голову топором. Одним сильным ударом тот расколол череп. К изумлению всех присутствующих олимпийских богов оттуда появилась прекрасная богиня Афина, причем вышла она в полном вооружении, а ее голубые глаза горели мудростью. Именно с таким мифом связано появление на свет храброй и мудрой воительницы.

Внешность и символы богини

Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка – такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня. Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами. На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны. Афина - богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты – змея и сова.

Богиня войны

О доспехах и атрибутах храброй воительницы мы уже немного рассказали. Афина - богиня войны, разгоняющая тучи лезвием своего сверкающего меча, охраняющая города, изобретающая все необходимое для военного искусства. В честь нее даже совершались Панафинейские праздники – большой и малый. Афина - богиня войны, но ей не доставляло никакого удовольствия участие в битвах, в отличие от Эрида и Ареса, жаждущих крови и расправы. Она же предпочитала решать все вопросы исключительно мирным путем. В хорошие и спокойные времена она не носила с собой оружие, а в случае надобности получала его у Зевса. Но если богиня Афина и вступала в бой, то никогда его не проигрывала.

Богиня мудрости

Как много «обязанностей» было на нее возложено! Например, она следила за порядком при переменах погоды. Если случалась гроза с сильным дождем, Афине предстояло проследить, чтобы после этого непременно выглянуло солнце. Ведь была она еще и богиней садов и плодородия. Под ее покровительством пребывало в Аттике масличное дерево, имевшее огромное значение для тех земель. Ей необходимо было контролировать и племенные учреждения, и гражданское устройство, и государственную жизнь. Афина - богиня Древней Греции, которая в мифах выступает также богиней осмотрительности, ума, проницательности, изобретений искусства, художественной деятельности. Она обучает людей ремеслам и искусствам, дает им знание и мудрость. Также ее никто не мог превзойти в искусстве ткать. Была, правда, совершена такая попытка Арахной, но та потом заплатила за свое высокомерие. Древние греки были уверены, что именно Афина изобрела флейту, плуг, керамический горшок, грабли, колесницу, уздечку для лошадей, корабль и многое другое. Именно поэтому все спешили к ней за мудрым советом. Она была настолько доброй, что даже в суде всегда отдавала свой голос за оправдание обвиняемого.

Миф о Гефесте и Афине

Следует отметить, что еще одной неотъемлемой и характерной частью ее культа была девственность. Согласно мифам, многие титаны, боги, гиганты неоднократно пытались добиться ее внимания, взять в жены, но она всячески отвергала их ухаживания. И вот однажды, в самый разгар Троянской войны, богиня Афина обратилась к Гефесту с просьбой сделать для нее отдельные доспехи. Как мы уже знаем, в таких случаях она должна была получать оружие у Зевса. Однако тот не поддерживал ни троянцев, ни эллинов, а потому вряд ли выдал бы дочери ее доспехи. Гефест и не думал отказывать Афине в ее просьбе, однако сказал, что за оружие она должна заплатить не деньгами, а любовью. Афина или не поняла смысл этих слов, или не придала им значения, так как явилась в срок в кузницу Гефеста за своим заказом. Не успела она переступить порог, как тот бросился к ней и желал овладеть богиней. Афине удалось вырваться из его рук, но семя Гефеста успело пролиться на ее ногу. Она вытерлась куском шерсти и бросила его на пол. Попав на мать-землю, Гею, семя ее оплодотворило. Гею такой факт не порадовал, и она сказала, что отказывается воспитывать малыша от Гефеста. Афина же взяла и это бремя на свои плечи.

Продолжение мифа – история Эрихтония

Афина – богиня, мифы о которой только подтверждают ее храбрость и воинственность. Как она и обещала, ребенка по имени Эрихтоний забрала к себе на воспитание. Однако оказалось, что времени у нее на это не хватает, потому она положила ребенка в священный ларец и передала его Аглавре, дочери Кекропса. Однако вскоре новая воспитательница Эрихтония попыталась обвести вокруг пальца Гермеса, в результате чего она сама и вся ее семья отдали за это свои жизни.

Что делала дальше Афина?

Услышав эту трагическую новость от белой вороны, богиня очень расстроилась и сделала птицу черной (с тех пор все вороны черные). Птица нашла Афину в тот момент, когда та несла огромную скалу. В расстроенных чувствах богиня уронила ее на Акрополь, чтобы надежнее его укрепить. Сегодня эта скала называется Ликабетта. Эрихтония же она спрятала под свою эгиду и растила самостоятельно. Позже он стал в Афинах царем и ввел в данном городе культ своей матери.

Миф о суде за Аттику

Афина - богиня Древней Греции, о которой сегодня есть много интересных мифологических сюжетов. Этот миф рассказывает о том, как она стала владычицей Аттики. Согласно ему, первым сюда пришел Посейдон, ударил в землю на Акрополе своим трезубцем - и появился источник воды морской. Следом за ним сюда пришла Афина, ударила копьем в землю - и появилось оливковое дерево. Решением судей победительницей признали Афину, так как ее дар оказался более нужным и полезным. Посейдон же сильно разозлился и хотел затопить морем всю землю, но Зевс не позволил ему так поступить.

Миф о флейте

Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.

Что породило миф о богине и Арахне?

Выше мы уже упоминали о том, что богине не было равных в искусстве ткать. Однако попытки превзойти ее предпринимались, что не влекло за собой ничего хорошего. О такой истории и рассказывает один из мифов.

Когда речь заходила о всякой женской работе и ремеслах, богиню называли Эрганой или Афиной-работницей. Одним из главных ремесел у афинян было ткачество, однако изготовленные материалы из азиатских стран были выполнены более тонко и изящно. Такое соперничество и породило миф о вражде между Арахной и Афиной.

Жестокое соперничество

Арахна не была знатного происхождения, ее отец трудился обычным красильщиком, но у девушки был талант ткать невероятно тонкие и очень красивые материалы. Еще она умела быстро и ровно прясть, любила украшать свои работы искусными вышивками. Похвалы и приятные речи ее творчеству звучали со всех сторон. Арахна стала так гордиться этим, что ей пришло в голову состязаться с богиней. Она заявила, что легко сможет ее победить в этом ремесле.

Афина очень разозлилась и решила поставить на место нахалку, однако сначала хотела все решить мирным путем, что было ей очень присуще. Она приняла вид старухи и отправилась к Арахне. Там она стала доказывать девушке, что для простой смертной очень опасно затевать такие игры с богиней. На что гордая ткачиха ответила, что даже если перед ней явится сама Афина, она и ей сумеет доказать свое первенство в ремесле.

Афина была не из робкого десятка, потому приняла вызов. Обе девушки принялись за работу. Богиня на своем станке выткала историю о своих непростых отношениях с Посейдоном, а Арахна изобразила всевозможные превращения богов и любовные похождения. Работа простой смертной была выполнена так качественно и искусно, что Афина хоть и старалась, но не нашла в ней ни одного изъяна.

Разгневавшись и забыв о своем долге быть справедливой, Афина ударила девушку челноком по голове. Гордая Арахна не смогла пережить такого унижения и повесилась. А богиня превратила ее в паука, которому суждено на протяжении всей жизни заниматься плетением.

Мифы о помощи Афины всем богам

Она многим помогала не только советом, но совершением подвигов. Например, Персей был воспитан в ее храме. И именно Афина учила его владеть мечом, за что он принес ей в подарок голову Горгоны. Как мы знаем, она разместила ее на своем щите. Тидею богиня помогала состязаться с фиванцами – отражала от него стрелы, прикрывала щитом. Диомеда богиня вдохновляла на бои с Афродитой, Пандаром. Ахиллу она помогла уничтожить Лирнесс, испугать троянцев путем создания пожара. А когда Ахилл сражался с Гектором, она спасла первого от удара копья.

Изображения Афины в искусстве

Еще в 5-м веке до нашей эры скульптор Фидий создал огромную статую Афины, которая не сохранилась до наших дней, хотя были неоднократные попытки ее реставрировать. Это была большая статуя богини, замахивающейся копьем. Установили ее на Акрополе. Благодаря большому сверкающему мечу статую было заметно издалека. Несколько позже тем же мастером была изготовлена бронзовая фигура Афины, сохранившаяся в мраморных копиях.

А живописец Фамул создал полотно под названием «Афина», когда расписывал дворец Нерона. Самое интересное то, что с какой бы стороны человек ни смотрел на картину, богиня обращает свой взор к нему. А в святилище Артемиды была работа Клеанфа под названием «Рождение Афины».

Если говорить о современности, то в 2010 году вышел сериал «Афина: богиня войны». Дорама от корейского режиссера рассказывает о террористической группе, которая угрожает всему миру.

Надеемся, вы узнали больше о храброй и всегда готовой прийти на помощь богине. Изучайте мифы, это всегда увлекательно, познавательно и интересно!

www.syl.ru

Греческая богиня Афина

Афина, Афина Паллада — богиня мудрости, организованной войны, военной стратегии в древнегреческой мифологии, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции. Афина входит в число двенадцати великих олимпийских богов. Кроме того, она является богиней знаний, искусств и ремёсел; девой-воительницей, покровительницей городов и государств, наук и мастерства, сноровки, ума, изобретательности.

Прозвище «Паллада» она добавила к своему имени в честь по разным вариантам товарища по играм Палланта  или молочной сестры Паллады, которого (которую) убила случайно в игровой битве.

Благодаря своей необычной внешности, Афина легко отличима от других древнегреческих богинь. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — держит в руках копьё, одета в доспехи. На голове шлем, как правило, коринфский — с высоким гребнем. Её щит – эгида – обтянут козьей шкурой и украшен головой Горгоны Медузы. Её сопровождают священные животные:

  • сова (символ мудрости),
  • змея (также символ мудрости)

Её растение – олива – священное дерево древних греков.

Её называли «сероокой и русоволосой», описания подчеркивают её большие глаза.

Рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространена версия из «Теогонии» Гесиода. Царю богов Зевсу было предсказано, когда его первая жена Метида забеременела, что у неё родится двое необыкновенных детей: дочь, равная самому Зевсу в мудрости и храбрости, и сын с душой завоевателя, который станет царем богов и людей.  Зевс не хотел терять главенство над миром. По совету Урана и Геи он хитростью заставил Метиду стать маленькой и проглотил её.

Через некоторое время Зевс почувствовал страшную головную боль. Чтобы помочь рождению Афины, Гефест ударил Зевса топором по голове, а Прометей воспринял её из головы Зевса.

Афина появилась на свет взрослой женщиной в блестящих золотых доспехах, с острым копьем в одной руке, издав при этом громкий воинственный клич.

Интересен миф о том, как Афина получила владычество над греческой местностью Аттика, чьей покровительницей, со столицей, названной её именем, она считалась в историческую эпоху.

Согласно этому мифу, первым пришёл в Аттику Посейдон, в землю на Акрополе ударил трезубцем, и возник источник морской воды, который показывали в Эрехтейоне в историческое время. Следом за ним появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Судьи присудили победу Афине, поскольку её подарок является более полезным, город назвали её именем, Разгневался Посейдон и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.

Согласно мифологии, Афина была покровительницей и советчицей всех мужчин-героев. В отличие от Артемиды и Гестии, богиня-девственница Афина ищет общества мужчин. Ей нравится атмосфера мужских дел и власти. Она может быть их компаньоном, коллегой или доверенным лицом, не испытывая к ним никаких эротических чувств и не нуждаясь в эмоциональной близости.

Во время Троянской войны Афина активно действовала на стороне греков. Она заботилась о своих любимцах, особенно об Ахилле, самом грозном и сильном греческом воине. Афина проявила себя как лучший стратег во время Троянской войны. Ее вмешательство принесло грекам победу в сражении.

Будучи богиней ремесел, Афина причастна и к созданию произведений искусства. Особенно она известна своим мастерством ткачихи.

В этой связи существует только один миф об Афине, где говорится о смертной женщине. Афину, как богиню ремесел, на состязание в мастерстве вызвала слишком самонадеянная ткачиха по имени Арахна. Обе работали с большой скоростью и искусством. Когда полотна были закончены, Афина была восхищена безукоризненной работой своей соперницы, носюжеты, изображенные на полотне, её взбесили.  Арахна посмела изобразить любовные похождения Зевса. Она выткала Леду, ласкающую лебедя, под видом которого Зевс проник в спальню царицы для того, чтобы овладеть ею. В следующей сцене была изображена Даная, которую Зевс оплодотворил, превратившись в золотой дождь; затем Арахна выткала изображение девы-Европы, которую Зевс похитил, обернувшись великолепным белым быком.

Афина страшно разгневалась, разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная женщина не перенесла позора и повесилась. Пожалев Арахну, Афина освободила ее из петли и вернула ей жизнь, превратив в паука, навечно приговоренного плести паутину.

В честь Афины назван астероид (881) Афина, открытый в 1917 году.

www.smirnova-tatjana.ru

Как нарисовать богиню Афину карандашом, поэтапно?

Афина - богиня войны и мудрости, знаний.

Афина принадлежит греческой мифологии.

Поскольку она считается богиней мудрости, часто древние художники и скульпторы изображали рядом с ней сову.

Называют же богиню Афину - Афина Паллада.

Из-за того, что она победила огромного и сильного противника Паллата.

Сегодня мы попробуем нарисовать воительницу Афину карандашом, пользуясь пошаговой инструкцией.

Прежде всего, надо наметить на листе бумаги полный объем рисунка. основные направляющие оси, оси изгиба тела Афины.

Далее уже намечаются объемы грудной клетки, размеры головы и начинаем строить эллипсы подставки для скульптуры богини.

Производим дальнейшую детализацию.

Рисуем ее головной убор, намечаем все объемы тела и лишь затем объемы одежды и ее складки.

Прорабатываем детально руки. кисти рук. все черты лица, ступни ног.

В завершении еще раз окинем общим взглядом весь рисунок, проверим, не допущены ли ошибки в пропорциях, а потом пройдем последовательно все детали, если надо, то уточним, исправим.

Лишние линии сотрем ластиком.

Усилим карандашные линии в нужных местах.

Рисунок богини Афины готов!

Для рисования богини Афродиты подготовьте карандаш простой, цветные карандаши, ластик, бумагу.

Делаем набросок будущей богини Афродиты.

Далее рисуем шею, плечи, набросок прически богини.

Детализируем корону и волосы.

Рисуем часть платья-накидки...

Рисуем руки богини Афродиты и нижнюю часть платья.

Дорисовываем подол платья и выглядывающую часть ноги богини.

Богиня Афродита в черно-белом варианте готова.

При желании можете взят цветные карандаши и разукрасить вот так свой шедевр...

info-4all.ru

Афина/Минерва (гравюры, рисунки) - Склад Са_вы

Минерва - гравюра из серии "Аполлон, Минерва и Музы", ок.1511-1520 г.г.Маркантонио Раймонди по рисунку Рафаэля. British Museum

Маркантонио Раймонди (ок. 1470-ок. 1530)- известный итальянский гравер, создатель новой манеры гравюры, отличной от той, что была изобретена Поллайоло и утверждена А. Мантеньей и существовала в Северной Италии на протяжении трех веков.Около 1510, при дворе Льва X, Маркантонио встретился с Рафаэлем и вошел в круг художников его окружающих. Рафаэль помогал и обучал гравёра, а также специально создавал оригинальные рисунки для его гравюр.....................................

Минерва - книжная иллюстрация к "Insignia Familiarum", 1579 г.Йост Амман - швейцарский/немецкий гравер и художник (1539 - 1591 г.г.)British Museum....................................Паллада - книжная иллюстрация к "Symbolicarum quaestionum de Universo genere quas serio ludebat" (Achillis Bocchii Bonon), 1555 г., Болонья.Книжку целиком можно полистать тут: http://www.archive.org/stream/achillisbocchiib00bocc#page/n5/mode/2upБонасоне Джулио (Bonasone) — живоп. и гравер, жил 1521—74 в Болонье, один из первых старался воспроизвести на гравюре эффект красок. После него осталось больше 350 гравюр. Между прочим, ему принадлежит портрет Микеланджело, приложенный к биографии последнего, написанной Кондиви.....................................

"Греческая Богиня Мудрости с совой и драконом"А вот не знаю чьё и откуда, но сова хорошая, большая. :)...................................

Две гравюры Хендрика Голциуса, голландского художника, гравёра и издателя, 1558 – 1617 г.г., Харлем.Паллада, из серии "Три Богини", 1595 г.British Museum

Паллада, сидящая на облаке, из серии "Три Богини, сидящие на облаке", 1596 гBritish Museum....................................Паллада, из серии "Парис и три Богини", ок. 1678-1700 г.г.Роберт Боннарт, французский художник и гравёр, 1652 г. - ок.1729 г.....................................

Аллегория "Минерва с портретом Карла Теодора, курфюрста Пфальца" 1777 г.British MuseumЖозеф Фратрэль (немецкий/ французский гравер и художник, 1730 - 1783)....................................

Купидон и Менерва, эскиз для гравюры, 1788 г.Metropolitan MuseumРичард Косуэй (1740-1821, Лондон), был одним из ведущих английский портретистов-миниатюристов.....................................

Минерва на оффорте "АЛЛЕГОРИЯ МУДРОСТИ", 1799 г.Гравёр Жан Пьер Симон, работал в Лондоне в конце XVIII – первой трети XIX века. Автор оригинала Дж.Ф.РигоГравюра входит в аллегорическую серию из четырех листов, прославляющую правление Георга III и королевы Софии Шарлотты.....................................

Аллегория: "Королевская Власть, которой помогает Мудрость и Достоинство защищать Конституцию Великобритании" 1793г.British MuseumМаурициус Лоу, британский живописец (1746 - 1793 г.г)....................................

И несколько с сюжетами из мифологии.

Спор Афины с Пойседоном за обладание Аттикой.В середине XIX века до нашей эры, как пишет древнегреческий историк Геродот, прибыл в Аттику царь Кекроп, рожденный землей и имевший туловище змея. Он построил на Акрополе крепость с царским дворцом , и основанный царем город стали называть Кекропией, а его жителей кекропидами. Сначала Акрополем владел Зевс-громовержец, но когда на земле Аттики появился новый город, за владение им поспорили бог Посейдон и богиня Афина. При царе Кекропе и состоялся этот известный спор за обладание Аттикой.Олимпийские боги во главе с Зевсом выступали судьями в этом споре, когда Афина и Посейдон принесли свои дары городу. Ударом трезубца рассек Посейдон скалу, и из камня хлынул соленый источник (по другой легенде, что и показано на гравюре — создал лошадь). Глубоко в землю вонзила свое копье Афина, и на этом месте выросла олива. Все боги поддержали Посейдона, а богини и царь Кекроп сочли оливу более полезным подарком для Аттики. British Museum

Андреа Камасси (Andrea Camassei), итальянский художник и гравер, 1602 - 1649 г.г.....................................

Ещё две гравюры Хендрика Голциуса из серии иллюстраций к "Метаморфозам" Овидия.

Афина является к Зависти, 1590 г. Царь Кекроп, при правлении которого Афина одержала победу в споре с Пойседоном, имел трёх дочерей - Аглавру, Герсу и Пандросу. Однажды Гермес увидил одну из дочерей Кекропа Герсу, служительницу Паллады, и влюблся в нее. Аглавра, сестра Герсы, требует у Меркурия денег за то, что она пропустит его к возлюбленной. Афина, узнав об этом, является к Зависти и приказывает ей отравить Аглавру своим ядом.Грозная дева войны в то место пришла и близ домаОстановилась, вовнутрь входить не считает пристойным.Остроконечьем копья ударяет в дверь запертую;Вот сотрясенная дверь отворилась. Увидела деваЕвшую мясо гадюк - из пороков собственных пищу, -Зависть и взоры свои отвратила от мерзостной. Та жеВстала лениво с земли и, змей полусъеденных бросив,Вон из пещеры своей выступает медлительным шагом.Лишь увидала красу богини самой и оружья,Стон издала, и лицо отразило глубокие вздохи.Публий Овидий Назон, "Метаморфозы"

Вот этот момент и отображен на гравюре.

Rijksmuseum Amsterdam

История для сестёр закончилась печально : Аглавра из ревности не допустила к своей сестре, Герсе, Гермеса. Разозлившийся Гермес пришел к ним домой, превратил Аглавру в камень и удовлетворил-таки свою страсть к Герсе. ............

Афина даёт совет Кадму посеять зубы дракона., 1615 г.

Кадм, в греческой мифологии сын финикийского царя Агенора, основатель Фив (в Беотии). Посланный отцом вместе с другими братьями на поиски Европы, Кадм после долгих неудач во Фракии обратился к дельфийскому оракулу Аполлона и получил указание прекратить поиски и следовать за коровой, которая ему повстречается при выходе из святилища; там, где корова ляжет отдохнуть, Кадм должен основать город. В указанном месте Кадму пришлось вступить в борьбу с драконом, растерзавшим его спутников. Убив чудовище камнями, Кадм по совету Афины засеял поле его зубами, из которых выросли вооружённые люди (спарты), тут же вступившие в единоборство друг с другом. Пятеро оставшихся в живых стали родоначальниками знатнейших фиванских родов в основанной Кадмом крепости Кадмее, вокруг которой выросли Фивы.Вот соскользнула, к нему попечительна, с высей воздушныхДева Паллада; велит положить в разрыхленную землюЗубы змеиные - сев грядущих людских поколений.Публий Овидий Назон, "Метаморфозы"

Rijksmuseum Amsterdam

Если б не надпись внизу гравюры, то картинка могла бы служить иллюстрацией и к подвигу Ясона.:) ....................................Афина, поражающая АрахнуАРАХНА (Άράχνη) , букв. «паук»), в греческой мифологии дочь Идмона - красильщика тканей из Колофона. Славилась как вышивальщица и ткачиха. Гордясь своим мастерством, Арахна. вызвала на состязание саму богиню Афину, которая приняла вызов, но, явившись сначала в образе старухи, предупредила Арахну. о необходимом смирении перед богами. Арахна. не вняла этому совету и не устрашилась богини, представшей в полном своём величии. Афина выткала на пурпуре изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырём углам ткани, обведённой узором оливковой ветви. Арахна выткала любовные похождения Зевса, Посейдона, Диониса. Разгневанная богиня разорвала прекрасную ткань и ударила Арахну челноком. Та в горе повесилась. Однако Афина вынула её из петли и превратила с помощью зелья Гекаты в паука, который вечно висит на паутине и неустанно ткёт пряжу. Иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия, 1677г издания, Брюссель.С большим трудом, но накопала, что иллюстрации к книге были перегравированы с гравюр венецианского, 1584 года издания, «Метаморфоз» Джакомо Франко, итальянского гравёра и издателя (1550-1620). О как! :)....................................Рисунок "Суд Париса" 1583 г.Первый зафиксированный конкурс красоты, участницы которого были богинями: жена Зевса Гера, воительница Афина и богиня любви Афродита. Судьёй выпало быть Парису, сыну царя Трои. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. При этом она в восторженных выражениях описала ему Елену Прекрасную, дочь громовержца Зевса и Леды и жену Менелая, царя Спарты. Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны. Парис стал любимцем Афродиты, и она во всём помогала ему. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.British Museum

Алессандро Аллори (итал. Alessandro di Cristofano di Lorenzo del Bronzino Allori; 1535 — 1607) — итальянский (флорентийский) живописец, представитель маньеризма.....................................Троя: Ахиллес - Гектор.Гектор - старший сын царя Приама и Гекубы, муж Андромахи, главный защитник Трои в "Илиаде" Гомера. Гектор руководит троянцами в сражении, дважды вступает в бой с Аяксом и убивает Патрокла. Гектору все время помогает Аполлон, что послужило поводом считать его сыном бога. Стремясь отомстить за смерть друга, Ахилл вызывает Гектора на бой и с помощью Афины-Паллады смертельно ранит его. Затем, проколов на ногах умершего сухожилия и продев сквозь них крепкий ремень, привязал труп к колеснице и протащил изувеченное тело вокруг Трои, после чего бросил тело к смертному ложу Патрокла. Лишь когда старый царь Приам пришел к Ахиллу и мольбами растрогал его сердце, тот возвратил тело Гектора троянцам. Сцена погребения Гектора завершает "Илиаду".Образ Гектора стал олицетворением благородства.Так у Пелида сверкало копье изощренное, коимВ правой руке потрясал он, на Гектора жизнь умышляя,Места на теле прекрасном ища для верных ударов.Но у героя все тело доспех покрывал медноковный,Пышный, который похитил он, мощь одолевши Патрокла.Там лишь, где выю ключи с раменами связуют, гортаниЧасть обнажалася, место, где гибель душе неизбежна:Там, налетевши, копьем Ахиллес поразил Приамида;Прямо сквозь белую выю прошло смертоносное жало...Гомер. Илиада

А теперь, как говорится, найдите 10 отличий.:) Но ничего удивительного, ибо обе гравюры сделаны с картины Питера Пауля Рубенса.(позже заскладирую и Рубенса тоже, маслом)Ахиллес побеждает Гектора. 1679 г.British MuseumФранц Эртингер, фламандский /французский гравер и живописец, 1648 – 1710 г.г.........Ахиллес побеждает Гектора. 1724 г.British MuseumБернард Бэрон - французский/британский гравер и издатель, 1696 - 1762 г.г.....................................

Зы: Все гравюры с Афинами/Минервами, которые попадутся мне позже, тоже буду складировать сюда.

sa-va-artpantry.livejournal.com

Мифы и легенды Др.Греции и Рима в живописи. Часть 5. Афина : 2nikgar2

Одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции - Афина, дева-воительница, богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, знаний, искусств и ремёсел; покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. В римской мифологии ей соответствовала Миневра. Эпитеты: около 50-ти. Чаще всего упоминаются: Паллада - сотрясающая оружием, Парфенос - дева, также её называли совоокой, сероокой и русоволосой.Подготовительный картон работы И.Веддера для мозаики в Библиотеке Конгресса, Вашингтон, 1896 г.

Атрибуты: шлем, эгида(щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы, олива.Животные: сова, змея.Рядом с Афиной часто изображали крылатую богиню победы - Нику.Изобретения: Афина считалась основательницей государства; она изобрела: колесницу, корабль ,флейты и трубы, керамический горшок, грабли, плуг, ярмо для волов и уздечки для лошадей; научила ткачеству, прядению и кулинарии; учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).Хендрик ван Бален. Как видите, даже обнажившись, Афина сохраняет шлем, благодаря которому её легко отличить от Афродиты и Геры. 1599г

Джорджо Вазари "Изготовления эгиды Афины"1567г

Иохим фон Зандрарт "Минерва и Сатурн охраняют искусство и науку от зависти и лжи"1644г

Питер Пауль Рубенс "Минерва защищает Мир от Марса"

Бартоломео Спрангер "Афина, как победительница невежества"

Франс Флорис "Афина и музы" 1560г

Арнольд Хубракен "Афина Паллада, навещающая Апполона на Парнасе"1703г

Лавиния Фонтана "Минерва одевающаяся"1613г.

Жозеф-Бенуа Сюве"Бой Марса и Минервы"

Жак Луи Давид "Бой Ареса и Афины"

Ганс Роттенхаммер "Афины и музы"1610г

Рембрандт. "Афина Паллада или Александр Великий"

Франц фон Штук "Афина Паллада"1898г

Густав Климт "Афина Паллада" 1898гНеобычна история рождения богини. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет от него двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами, проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада, в полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом.Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок с краснофигурной древнегреческой вазы

Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребенка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг ее, но Афина защищалась с оружием в руках. Гефест пролил семя на землю, после чего Гея-земля родила младенца - Эрихтония.Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать бессмертным и отдала в ларце трем дочерям Кекропа: Аглавре, Герсе и Пандросе, запретив открывать. Афина приставила к Эрихтонию двух змей, с тех пор в Афинах золоченых змей надевали на шею детям. Сестры открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого змеями. Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, то воцарился в Афинах.Парис Бордоне. "Афина отвергает ухаживания Гефеста".1557г

Якоб Йорданс. "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония" 1640г

Джаспер ван дер Лаанен "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония"1620

Питер Пауль Рубенс "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония"

Одним из самых известных эпизодов, связанных с именем Афины является ее состязание с Арахной. Не откажу себе в удовольствие опять процитировать Н.А.Куна"На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:— Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:— Не одно зло несет с собой старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня.Арахна выпустила из рук тонкую пряжу и гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:— Ты неразумна, старуха, старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?— Я здесь, Арахна! — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.Нимфы и лидийские женщины низко склонились перед любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, и среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина, в шлеме, со щитом и в эгиде, вонзила глубоко в землю свое копье, и выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов, в которых боги были слабыми и одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве. Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась гордая царевна в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни."

Густав Доре. Иллюстрация к Данте

Диего Веласкес "Пряхи"( "История Арахны")Долгое время эта картина называлась "Пряхи" или "Фабрика гобелена Санта-Исабель в Мадриде "Однако, в 1948г, Диего Ангуло Инигес указал на связь между описанием Веласкеса сцены и легенде об Арахне. Действительно, если на картине сцена из жизни ткачих гобеленов, то неясно, что происходит на втором плане. Если принять версию, что художника вдохновила книга Овидия "Метаморфозы", которая, конечно же, имелась в его библиотеке, то картина становится понятной.Таким образом, молодая женщина, слева - Арахна; у прялки - Афина, в образе старой женщины. На заднем плане картины ,способом "одновременных эпизодов," показана вторая часть легенды : Арахна стоит перед своим гобеленом, вытканным на тему "Похищение Европы" по картине Тициана. Рядом - Афина, в шлеме и броне. Три женщины, справа, могут символизировать богинь Судьбы.

Но не только карала мудрая Афина. Те, кто чтили ее, тем оказывала она всемерную помощь.Персей. Был воспитан в храме Афины. Провожая его на подвиги, богиня вручила ему меч и, что самое главное зеркальный щит, с помощью которого Персей расправился с Медузой - Горгоной. В благодарность за это Персей подарил Афине полову Медузы, которую она укрепила на своем щите - эгиде. Позднее Персей был помещен Афиной на небо.

Кристиан Бернхард Роде "Афина вручает Персею зеркальный щит"

Беллерофонт. Временно жил в Тиринфе, у царя Прета.Жена Прета, Алтея влюбилась в Беллерофонта, но, не пользуясь взаимностью, обвинила его в покушении на её честь. Тогда Прет отправил Беллерофонта к своему зятю Иобату в Ликию с тайной просьбой убить Беллерофонта. Но Иобат не решился на это и стал посылать его в опасные походы. Иобат сначала приказал Беллерофонту убить изрыгавшую пламя трёхликую Химеру, которую Беллерофонт и умертвил, сражаясь с ней на крылатом коне Пегасе - подарке Афины.Александр Иванов "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры"

Кадм.Скитался во Фракии, Фокиде, затем основал Фивы. Корову, следовать за которой ему указал оракул Аполлна, он принес в жертву Афине. Встретился с драконом, рожденного Аресом. Дракон убил спутников Кадма, а Кадм убил его камнем, который дала ему Афина. После этого Афина предоставила ему царскую власть, а Зевс дал в жены Гармонию, дочь Ареса и Афродиты.Хендрик Гольциус "Кадм убивает дракона"Кроме того неоднократно помогала Гераклу, Одиссею, Диомеду, Ахиллу, Тесею и Ясону.Но бывало,что и обижали гордую богиню. И больнее всего обидел Афину Парис, в известной истории. Позволю себе коротко напомнить ее.Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.Тема эта очень полюбилась живописцам. Некоторые писала ее по несколько раз. Например,Кранах.1528г.

1527г.

1530г.

Или Рубенс1633г

1638г.

Но большинству достаточно было и одного раза.Ансельм фон Фейербах 1870г

Ботичелли 1485г.

Жанс Франсуа де Труа 1734г

Лука Джордано 1681г.

Пьер Август Ренуар 1909г.

Михаил Врубель 1893г.

2nikgar2.livejournal.com